- Мы придумали новый жанр: концерт для актера с оркестром, - сказал о финальном действе юбилейного фестиваля виновник торжества художественный руководитель и дирижер Владимирского губернаторского симфонического оркестра Артем Маркин.
Это действительно был синтез драмы и музыки, не похожий ни на оперу, ни на на мелодекламацию. Перфоманс начался уже на входе в зал. Зритель попадал в темноту, нарушавшуюся лишь диодами на пюпитрах в оркестре, далее ему приходил на помощь администратор, вооруженный фонариком и помогал найти место в зале. Опустившись на скамью, ошарашенный гость начинал слышать звуковой фон молитвы с бесконечным перечислением имен раб божьих и понимать смысл неожиданного пролога, вдруг ощутив себя под сводами храма.
«Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего», - эти гоголевские слова из повести о муках творчества, природе таланта, искушениях, подстерегающих человека созидающего, подчеркивают символичность выбора произведения для завершающего аккорда фестиваля в честь 20-летия оркестра.
- Я считаю, это лучшее, что мы сделали за двадцать лет, - говорит Артем Маркин и об этой постановке, и о фестивале в целом, в котором гоголевский «Портрет» стал замковым камнем, собирающем воедино целый сонм идей и замыслов.
Чарткова, которого блестяще сыграл знаменитый киноактер Евгений Ткачук, Маркин называет русским Фаустом. Финальная сцена «Фауста» Гете легла в основу Восьмой симфонии Малера, которой оркестр открывал фестиваль. Афишу этого концерта, где, помимо оркестра, участвовали еще два приглашенных хора и восемь солистов, украшала картина Густава Климта «Музыка». Именно это полотно в порыве творческой ревности уничтожил в финале фестиваля Чартков-Ткачук.
Музыку, иллюстрировавшую движения мятежной души художника, написал педагог Московской консерватории, композитор Кирилл Уманский. Он давно и плодотворно сотрудничает с Губернаторским симфоническим оркестром. А еще он писал для «Арии», Шевчука, Валерии, «Агаты Кристи», «Кипелова». Но именно это произведение Уманский относит в разряд творческого наследия - симфонию на основе музыки Чайковского, Шостаковича, Шнитке, Баха и своей собственной. Работа над этим проектом, по словам Уманского, начиналась обескураживающе. Однажды он даже бросил все и уехал из Владимира. Но в конце-концов, говорит, полюбил это свое детище, как живого человека. И тогда родилось финальное соло на электрогитаре.
- Гитара иллюстрирует ужасную муку, когда талант слабый силится выказаться более серьезным. Он должен пытаться дотянуться до Баха и не дотягивается. Мне хотелось, чтобы это вызвало слезу у слушателя, чтобы Чартков выглядел не как злодей, а чтобы его стало жалко, - рассказал композитор. С его стороны эта задача была решена мастерски.
Евгений Ткачук был убедителен, как актер и режиссер. Кстати, ему ассистировала артистка Владимирского академического театра драмы Анна Лузгина, сыгравшая портрет и его перевоплощения. Интересно, что актерам были отданы хоры и лестница. А центральное место на сцене совершенно справедливо занимал оркестр, пусть и едва различимый во мраке.
- Я хотел, чтобы двадцатилетие оркестра выглядело именно так – не сесть и сыграть пару шлягеров и с важным видом принимать поздравления и толкать речи о собственном выдающемся пути. Я хотел, чтобы это был рывок на новую высоту, - признался Артем Маркин. - Для меня эта неделя была просто счастьем. Это не было похоже нашу жизнь. Мы все стали другими людьми.