А ведь тот самый офицер Александр Печерский, организовав бунт и побег, добился в итоге гораздо большего: взбешенное руководство Третьего Рейха, восприняв успешное восстание в Собиборе как страшный личный позор, ликвидировало всю кошмарную инфраструктуру этого лагеря. Знаковый российский актер и режиссер Константин Хабенский экранизировал историю бунта в Собиборе и сам сыграл в своем кино главную роль. Сразу скажу: голливудцев он «уделал» (да простит меня Рутгер Хауэр) — российский фильм получился куда более мощным с драматической и зрелищной сторон. Плюс — он гораздо характернее и душевнее. Не зря создателей консультировали представители Фонда Александра Печерского и его дочь и внучка.
Для съемок был построен воссозданный в полном соответствии с чертежами реального Собибора лагерь. Главный герой — Печерский прибыл туда вместе с группой солдат-евреев (Собибор предназначался для конвейерного уничтожения евреев и цыган из оккупированных фашистами стран). Попал в бригаду рабочих, которые продолжали отстраивать лагерь, убирали тела убитых и жили в бараках рядом с газовыми камерами. Он и стал в итоге заводилой бунта, подговорив собратьев по несчастью перерезать телефонные линии, напасть на эсэсовский персонал лагеря, отнять оружие и перебить охрану. Примечательно, что, даже поняв, что началось восстание, большинство узников предпочли не присоединяться к нему, надеясь сохранить жизнь пассивно сидя в бараках. Но фашисты потом перебили их всех. А группа Печерского бежала через ворота и находящееся прямо за ними минное поле. 30 человек получили пули в спину, еще полсотни подорвались на минах. Выжили в итоге 53 человека. В том числе ушедший после этого в партизаны Печерский. Его история уникальна еще и потому, что он после плена не попал в штрафбат. После рассмотрения его дела на госкомиссии и проверок по линии контрразведки, Печерский воевал в составе частей 1-го Прибалтийского фронта, проявил себя героем и даже был награжден медалью «За боевые заслуги».
Среди актерского ансамбля «Собибора», кроме невероятного Хабенского, следует особо отметить «Матильду» Михалину Ольшанску и (в роли главного лагерного фашиста) «Горца» Кристофера Ламберта.