8 мая 2018 в 13:40

Педагог года-2017 Павел Бичуренко: «На уроке должен быть момент волшебства»

Фото: Наталья Ларина
Победитель областного конкурса «Педагог года» Павел Бичуренко - родом из Мстеры. Он – представитель большой педагогической династии, работает во Владимире учителем трудового обучения в межшкольном учебном комбинате № 2. Бабушка Павла Нина Федоровна Богаткина долго работала воспитателем и учителем во вспомогательной школе во Мстерском детском доме. Дед Федор Алексеевич Богаткин был учителем музыки и директором Мстерской музыкальной школы. Брат деда Геннадий Алексеевич был учителем русского и литературы. Мама Павла Ольга Федоровна до сих пор трудится учителем музыки во Мстерской средней школе, а тетя Галина Викторовна Новожилова – учителем физики и математики, работала директором вечерней школы во Мстере. И жена, и теща Павла – тоже педагоги... Сегодня он рассказывает «ВВ» о своей учительской карьере.

- Кто-то из жюри назвал вас учителем нового формата. Что это такое?

- Сложный вопрос. Нас-то ведь как раз обучали учителя «старого формата». И мы от них переняли много хорошего. Думаю, учитель нового формата нестандартно мыслит, быстро адаптируется к постоянно меняющимся образовательным страндартам. Он способен вносить инновации в образование, найти общий язык с воспитанниками.

- А любовь к детям? Есть такие учителя, которые ненавидят учеников…

- Всех любить сложно. Но надо стараться найти подход, расположить к себе, не быть скучным. Хотя иной раз, когда я вижу, что ребята балбесничают, я прямо говорю: «Да, я требовательный зануда. Но вы пришли учиться, и я не хочу слышать претензии от ваших родителей. Я не тульский пряник, не обязан всем нравиться!» Еще в такой ситуации вспоминаю фразу, которую мне часто говорила мама, когда просила что-то сделать: «Отдых – это не безделье, а смена видов деятельности».

Думаю, жюри принимать решение было тяжело. На конкурсе было много интересных, удивительных участников! Мне очень понравилось, как провела урок учитель начальных классов Елена Вячеславовна Сафонова. Она объясняла второклассникам, что такое деление, на варежках и на огромных бусах. И фокусы показывала! Дети были счастливы. Это было ярко!

- А вы чем удивляли?

- Мне пришлось удивлять 11-классников. Тема трехмерного моделирования в школьном курсе рассматривается поверхностно. А мне хотелось этим заинтересовать. Подготовленный видеоролик с «Фиксиками» ребят не впечатлил: сначала сидели с мрачноватыми лицами. Но когда я начал рассказывать о профессиях, связанных с моделированием, - заинтересовались. Профессии: моделлера, аниматора, специалиста по динамике. Урок длился 30 минут. Но мы успели еще и практическую работу выполнить – познакомиться с интерфейсом программы. В результате была создана трехмерная модель дома.

- У вас, «информатика», свой язык общения? Надо его переводить, чтобы ребенок понял?

- Это очень важно для учителя – чтобы дети его понимали.

- С какой учебной нагрузкой работаете?

- У меня 30 часов. Заниматься приходят дети из разных школ. Иногда веду смешанные классы. Ребятам приходится адаптироваться. Профессия, которой учу, в квалификационном справочнике так и называется «оператор ЭВМ». Оно не поменялось, хотя и звучит архаично. Группа занимается по 5 часов в день. Иногда работаю в две смены. Но есть свободный методический день. Я ведь еще учусь в магистратуре ВлГУ по специальности «технологическое экономическое образование». Сейчас пишу итоговую работу. Заканчиваю курсы по педагогическому менеджменту.

- Кто предложил вам участвовать в конкурсе «Педагог года»?

- Администрация межшкольного комбината. Уговоров особых не было. Директор Марина Анатольевна Золотова сказала: «Иди! Тебе нужно!» До меня победителем городского и лауреатом областного конкурсов становился наш преподаватель Василий Николаевич Зиняков. Так что я пошел по его стопам. Не знал, что меня ждет! Ведь для участия нужна серьезная подготовка, и в праздники, и в выходные.

Победа в областном конкурсе была большой неожиданностью. А рассчитывать на победу во Всероссийском конкурсе – это надо очень большие амбиции иметь. Но буду готовиться!

- Есть ли у вас любимчики?

- Хотя и говорят, что у настоящего учителя не должно быть любимчиков, но любишь вежливых, культурных ребят, которые проявляют себя как творческие личности. Однако работать надо со всеми учениками, и с теми, кто отстает - тоже. Современные требования к выпускникам серьезные. Тех, кто идет вперед, не ограничиваю. Но и с талантливыми тоже надо держать ухо востро, чтобы они не зазнались и не заявляли: «Зачем мне это надо? Я и так все знаю!»

- Как не потерять авторитет у современных детей?

- Вовремя спустить с небес на землю. Педагог должен быть на голову выше воспитанников. И в то же время - относиться к ним с уважением. Удивлять интеллектом, изюминками на уроке, нестандартными приемами, интересными заданиями. Цветы из уха доставать, конечно, не всем дано. Но момент волшебства должен присутствовать. Компьютер – удивительная вещь. С ним можно творить все, что угодно!

Сейчас принято говорить, что дети рождаются с гаджетами и планшетами в руках. Да, это влияет на развитие ребенка, но особой пользы не приносит. Важно научить тому, что пригодится в жизни, в профессиональной деятельности. Офисное приложение изучить – рутинная работа, но это понадобится в будущем для оформления документов. Презентация, графика - уже веселее. Потому чередую на уроках типовые задания с творческими. Использую элементы викторины, ТВ-передач, интересное из мира гаджетов, смешные видеоролики.

- Что приносит удовлетворение?

- Достижения ребят. Они часто заходят чайку попить, рассказать о себе, кто куда поступил, где работает. Когда слышишь о достижениях учеников, то радуешься, понимая, что это и результат твоей работы тоже. Мои выпускники сдают перед комиссией квалификационный экзамен, который включает тестирование и защиту курсовой работы. И троек обычно не бывает!

- Каковы ваши планы на будущее?

- Останусь работать учителем. В другие школы меня не раз приглашали. Но я отказываюсь. Прикипел к учебному комбинату. У нас очень хороший сплоченный коллектив. Есть и мужчины-преподаватели, которые обучают по профессиям «монтажник радиоэлектронной аппаратуры», «электромонтер», «оформитель художественных изделий из древесины». Очень интересные! Вместе отмечаем праздники. Каждый Новый год собираемся полным составом.

- Где познакомились с женой?

- Вместе с Татьяной учились на физмате ВГГУ. Сейчас она учитель информатики в гимназии № 35. Познакомились в летнем оздоровительном лагере «Строитель», где не одно лето отработали вожатыми. Особая атмосфера была! Вместе мы уже пять лет.

- Есть ли у семьи лучшего педагога области свое жилье?

- Да. Надоело платить за съем. Три года назад приобрели квартиру по льготной ипотеке. При поддержке департамента образования области по специальной программе. Департамент внес первоначальный взнос и сейчас помогает с выплатами. Правда, когда брали кредит, пришлось доказывать, что ГМУК – это общеобразовательная организация…

- Ваше хобби?

- Волейбол. Еще люблю все, что связано с электроникой, - могу починить гаджеты, планшеты. Интересуюсь автомобилями. Недавно сам заработал на иномарку. А сначала папа отдал мне свою видавшую виды «десятку» со словами: «Таким и должен быть первый автомобиль!» Кстати, на новой машине мы с женой путешествовали по Абхазии. Дорога, конечно, тяжелая, серпантин, но природа изумительная, много нетронутых мест.

- Как относитесь к домашним четвероногим питомцам?

- Завели котика Тишу. Но когда приезжали с ним к теще Надежде Васильевне, он так ей полюбился, что пришлось отдать. Так и любит кот больше всех тещу. В доме моих родителей есть и кот, и собака. Пес Масяня любит меня до визга, всегда встречает и провожает, узнает даже звук мотора моей машины.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
25 минут назад На развитие Владимирской области направили дополнительно 4,8 млрд рублей
Из бюджета Владимирской области на развитие региона дополнительно направляется 4,8 млрд рублей, сообщает в соцсетях губернатор Александр Авдеев. Депутаты Законодательного Собрания 26 апреля поддержали предложенные правит…
30 минут назад Во Владимире почтили память ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС
Во Владимире возле монумента «Крылья» прошло памятное мероприятие, посвященное 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС и Дню участников ликвидации последствий и жертв радиационных аварий и катастроф.