16 мая 2018 в 16:33

«Женщины везут на себе все»...

На алмазном участке "Гусевского хрустального завода" - гендерное равенство  Фото: Наталья Ларина
В приватном разговоре один из владимирских топ-менеджеров посетовал: месяц безрезультатно ищет человека на руководящую позицию. Но на реплику: «Зачем искать? У вас есть подходящая женщина-специалист. Повысьте ее» - эмоционально воскликнул: «Женщину? В начальники? Ни за что!» Выступи так этот топ-менеджер в публичном пространстве, сразу был бы «заклеван» в соцсетях. Да и официально, по Конституции, у нас равноправие. Заместитель директора департамента по труду и занятости АВО Мария Мальцева напоминает: о гендерных предпочтениях при поиске работников в принципе заявлять незаконно. «ВВ» с помощью экспертов решили разобраться: есть ли сейчас профессиональная дискриминация по половому признаку или упомянутый бизнесмен — редкий «фрукт»?

Что говорит статистика

По данным департамента по труду и занятости, на 1 мая в области числилось 3813 безработных мужчин и 3786 женщин. То есть в безработице у нас паритет. Чего не скажешь о соотношении мужчин-шефов и женщин-боссов. Согласно данным Владимирстата, мужчины у нас становятся руководителями чаще женщин: почти 55% начальников в регионе — представители сильного пола. Но перевес явно не критический. Тем более что главную командную позицию в нашем регионе занимает как раз женщина.

Непроста для женщин ситуация в науке, до статуса аспирантов дамы еще добираются активно, но вот потом сдают позиции: среди докторов наук женщин всего 17 процентов. Преимущественно мужскими (более 60% начальства) видами деятельности статистика признает добычу полезных ископаемых, обеспечение ресурсами, кондиционирование воздуха, водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации мусора, строительство и т. п.

У женщин тоже есть своя отрасль, на которую мужчины почти не посягают. По данным представителя департамента образования АВО Елены Останиной, из 8278 учителей Владимирской области 7967 — женщины. Почти все учителя-мужчины сосредоточены на двух специализациях: ОБЖ и физкультура. А вот во владимирском Отделении Банка России доля женщин в штате 52%. Но им, невзирая на большинство, принадлежит лишь треть начальственных постов (однако — включая главный по Отделению. Его уже несколько лет занимает Надежда Калашникова).

Почти 358 тысяч владимирских женщин пребывают в трудоспособном возрасте. Во Владимирстате среднестатистическую землячку представляют специалистом в образовании или здравоохранении, продавцом, служащим, делопроизводителем, бухгалтером, работником сферы обслуживания.

Кому недоплачивают?

Печально, но в целом даже по официальным данным заработки женщин в регионе-33 на 25% меньше зарплат мужчин. В среднем - 25,4 тысячи рублей. В строительной отрасли разница составляет все 40%. Подчеркнем — разница эта чаще не за равный труд. Но все равно обидно, учитывая, что по статистике женщины образованнее мужчин. Каждая третья работающая имеет высшее образование, а среди трудящихся мужчин диплом вуза есть лишь у каждого четвертого. И если бы образование учитывалась как следует, то, по мнению экспертов Международной организации труда, зарплата российских женщин была бы на 11 процентов выше, чем у мужчин.

Еще один любопытный факт: разница в средней оплате труда мужчин и женщин не в пользу последних в России похожа на американские показатели - по данным Бюро статистики труда США, средняя зарплата женщин за океаном равна 80% от заработков мужчин.

Многие эксперты считают, что платят женщинам меньше не потому, что меньше их ценят, а потому, что сами женщины зачастую не просят много. А вот «кормильцы» - представители сильного пола амбиций не скрывают. Компания HeadHunter несколько лет назад проанализировала несколько десятков тысяч резюме и обнаружила: зарплатные ожидания женщин при запросе одинаковых вакансий в среднем на 20–30 процентов ниже, чем у мужчин.

Но оплата труда зависит от множества факторов. Гендиректор ВЭМЗа Алексей Русаковский категоричен:

- Если соискатель вакансии подходит по компетенциям, то он получит работу, и оплачиваться она будет в равной степени, невзирая на пол.

То же самое сказал нам и гендиректор «ГУСАРа» Александр Березкин:

- Главное — профессиональный уровень.

А сооснователь предприятий «КИТ» и «Бергус» Павел Спичаков пошел еще дальше и уверил нас, что сейчас наиболее важны не пол и даже не возраст:

- Это стереотип, что брать на работу женщину (и не только женщину) предпенсионного или пенсионного возраста нежелательно. Якобы ее уже не научишь ничему новому. На самом деле в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход. Кого-то не научишь. А кто-то научится, при этом обладая опытом и компетенциями, которых нет у других. Я не смотрю ни на пол, ни на возраст человека, а на его компетенции и стремление учиться новому.

Кстати, средний возраст сотрудниц «КИТа» и «Бергуса» - 40 лет. А самой возрастной исполнилось 60 лет.

Владимирским экспертам вторит ректор Московского государственного университета пищевых производств Михаил Балыхин:

- При выборе сотрудников я никогда не смотрю на гендерный признак. Имеет лишь значение, как человек соответствует параметрам, заложенным под конкретную вакансию. Это важно, а не то, мужчина это или женщина. Ну и зарплата должна быть по компетенциям.

Любопытно, что первый заместитель управляющего Владимирским хлебокомбинатом Марина Деркач, дипломированный инженер-технолог, мнения мужского топ-менеджмента подтверждает личным примером:

- За все 16 лет своей карьеры я не помню, чтобы меня как-то притесняли по гендерному признаку. Думаю, наш бизнес давно этот этап перешагнул. У меня в руководстве были и женщины, и мужчины. Моему продвижению не мешал никто. Скорее, поддерживали. А начинала я со сменного технолога.

Даешь рост за два года!

Другой вопрос, что не все работы женщинам подходят. На вредные и опасные производства их постановлением правительства запретили нанимать еще в 2000 году. Полный список таких профессий здесь: http://i-fakt.ru/kakie-professii-zapretny-dlya-zhenshhin/. Именно поэтому на том же «Гусаре», например, в литейный цех никогда не наймут женщин. Хотя среди 1,4 тысячи штатных работников гусевского производства - 381 женщина. Большая часть их с высшим или средним профессиональным образованием.

Условия труда и в группе компаний ВЭМЗ легкими не назовешь. Но в штате из более чем 1 тысячи человек 403 представительницы прекрасного пола: обмотчицы, сборщицы, испытатели (испытательницы?) машин, контролеры, штамповщицы и т. п. 48 женщин занимают на ВЭМЗе начальственные должности.

Во Владимирском ЛПК (всего около 350 человек персонала) почти половина сотрудников — женщины. Но, по словам гендиректора ЛПК Андрея Чусовского, в инвестиционно-финансовом блоке компании их до 80%. В деревопереработке — около 60%. Меньше всего дам непосредственно в лесном хозяйстве компании — всего 3 из каждых 10 работников. Это можно объяснить тяжестью работ по лесозаготовке. Десятая часть женщин в ЛПК занимает те или иные руководящие позиции.

В компаниях Павла Спичакова в штате более двух третей сотрудников — женщины. И среди руководителей их почти две трети. Хотя, признает предприниматель, это руководящие роли не первого плана: заместители гендиректора, главные бухгалтеры и т. п.

- Это должности, которые ближе к нефизическому труду и не к станкам. А вот по ремонтам зданий, по станкам у нас чаще руководят мужчины.

На «Владимирском хлебокомбинате» 52% из более чем 700 сотрудников - женщины. А в руководящем звене их даже на процент больше. Управляющий Алексей Лялин объяснил, почему преобладание женщин на комбинате его огорчает:

- У нас на предприятии очень много ключевых постов занимают женщины. Но производство, даже модернизированное — это всегда тяжелая в физическом плане работа. На некоторых позициях мужчины смотрятся логичнее. Например, женщинам сложно работать в ночные смены. Для них есть ограничения по подъему тяжестей. У нас грузчики за смену по 80 тонн переворачивают. Какой женщине такое пожелаешь? Поэтому на некоторые посты я бы предпочел брать мужчин. Начальник цеха - это тяжелейшая работа! Но они у нас женщины. А почему? А потому, что женщины за последние пять лет обогнали мужчин по всем статьям. Они ответственнее. Больше и охотнее учатся. Лучше работают, больше мотивированы к росту в руководители. Мужчины эти навыки подрастеряли. Я рад успешности женщин. Но считаю неправильной ситуацию, когда они «везут» на себе все. Тем не менее факт: на Владимирском хлебокомбинате женщины с рабочих должностей вырастают в начальники цехов за пару лет. Таких примеров с мужчинами у меня нет.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
вчера в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…