Он предусматривает с определенного времени обязательную установку счетчиков нового образца. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении в ноябре прошлого года, но с тех пор уже претерпел значительные изменения.
Ключевая идея законопроекта: удобство для жителей. Ведь «умные счетчики» - это и возможность дистанционного снятия показаний, и автоматическое поступление информации в личный кабинет потребителя, к ресурсоснабжающей организации, и возможность дистанционного перехода на разные тарифы. Интеллектуальные приборы учета позволят снизить потери электроэнергии при передаче по электросетям, быстро и оперативно реагировать на аварии, вычислять нерадивых потребителей и применять к ним меры воздействия напрямую, не затрагивая интересы жителей, добросовестно и в срок оплачивающих электроэнергию.
При этом оператором «верхнего уровня» - он будет осуществлять централизованный сбор и обмен данными со всех интеллектуальных приборов учёта на территории региона – должен оставаться гарантирующий поставщик. Это будет способствовать качественной защите интересов потребителей. На кого возложить обязанность установки и обслуживания «умных счетчиков» в многоквартирных домах, пока обсуждается. Но эксперты едины в одном – это не должно сказаться на росте тарифов.
Внедрять новые интеллектуальные приборы учета планируют постепенно, по мере завершения их межповерочного интервала или выхода из эксплуатации.
Лидия Смолина обозначила такую проблему: пока не решена и проблема наличия в регионах бесхозных сетей. Она отметила, что между ПАО «Россети» и Владимирской областью подписана «дорожная карта» по консолидации сетей. Она уже выполнена на 60%: из 292 объектов муниципальной собственности, выявленных в ходе инвентаризации, 110 переданы в аренду филиалу «Владимирэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Эта проблема полностью решена в Александровском, Гороховецком и Селивановском районах. На очереди объекты в Киржачском, Юрьев-Польском, Ковровском, Суздальском, Камешковском и Меленковском районах.
Смолина подчеркнула, что необходимо проработать вопрос установки интеллектуальных приборов учёта при строительстве новых жилых зданий и при замене внутренних сетей в ходе капремонта многоквартирных домов.
- Касательно физических лиц было бы правильно, если бы этим вопросом занимался гарантирующий поставщик, у которого есть база и который ближе всего стоит к населению, - резюмировала она.
На круглом столе обсудили и лицензирование сбытовой деятельности. Закон, предусматривающий введение системы контроля за надлежащим выполнением энергокомпаниями своих обязанностей, в т.ч. по обеспечению качественного и своевременного обслуживания потребителей, подписан Президентом и вступит в силу 1 января 2019 года. Он принят в первую очередь для защиты потребителей и не должен накладывать на них никаких дополнительных обременений.
Но сейчас разрабатываются подзаконные акты, и крупнейшие игроки энергорынка находятся «в глубокой дискуссии» по отдельным моментам. В частности, обозначена необходимость наличия очного центра обслуживания клиентов в каждом муниципальном образовании, что идет вразрез с цифровизацией энергоотрасли и переводу операций в режим онлайн. Открытие новых центров – это дополнительные затраты, которые, пусть и опосредованно, лягут на потребителей.
Марина МОСКВИНА.