6 июня 2018 в 16:45

Горючее золото

Кого как, а меня возмущает бессовестный рост цен на бензин последних недель. Только за последние три недели среднероссийские цены на бензин и ДТ повысились на 1,5-2 рубля. А всего с начала года рост цен на ГСМ составил около 4 рублей за литр.

Причины этого, в общем, понятны: низкий уровень конкуренции на рынке, высокие акцизы, но главное — алчность «бензиновых королей». Впрочем, слово «алчность» в отношении бизнеса неуместно: сложно винить бизнесменов в том, что они делают то, ради чего живут — в стремлении извлекать максимальную прибыль. С их точки зрения, чем больше они заработали, тем больше они молодцы. А экспорт нефтепродуктов по-прежнему существенно выгоднее продаж на внутреннем рынке. По большому счету это значит, что в обозримом будущем цены на ГСМ продолжат стремиться к среднемировым. Жаль, никто не обещал, что наши доходы так же синхронно будут стремиться в том же направлении.

Легкая надежда на снижение бензиновых цен появилась, когда правительство согласилось снизить акцизы на ГСМ - на 2 рубля с литра. Об этом с большим пафосом рассказал корреспондент одного из федеральных каналов, приехав на одну из АЗС Москвы на «Порш Кайене». И да, этому парню беспокоиться не о чем. Люди на «Кайенах» о цене горючки, как правило, не думают.

Впрочем, эта легкая надежда на снижение цены литра ГСМ после снижения акциза испарилась, как бензин из открытой емкости, когда я услышал комментарий ситуации от вице-премьера Козака.

Начнем с того, что снижение акциза не есть хорошо. Это удар по бюджету, по нам с вами. Нынешнее снижение акцизов приведет к падению бюджетных доходов примерно на 125-150 миллиардов рублей.

Да, бюджет сейчас в состоянии пережить эти потери — но это все равно выпадающие доходы. Причем снижение акцизов правительство думает компенсировать высокой ценой нефти на мировых рынках. Но доходы от нефтяного экспорта идут в федеральный бюджет, а в акцизе на топливо «сидит» значительная региональная составляющая. Из-за снижения акцизов пострадают прежде всего бюджеты регионов. И никто до сих пор четко не сказал, как федеральный центр будет компенсировать (и будет ли?) эти потери.

Мне кажется, в данной ситуации надо было, пользуясь конъюнктурой, напротив, увеличить пошлины на экспорт ГСМ и пустить полученные дополнительные доходы на массовые государственные закупки бензина и ДТ (например, для сельского хозяйства).

Ну и главная причина моего пессимизма - Козак дал понять, что и после снижения акциза цена литра ГСМ на АЗС не уменьшится. Просто на совещании с бензинщиками они зафиксировали оптовую цену бензина на уровне 31 мая. «Снизить ее было невозможно», - сказал Козак. То есть в обмен на снижение акциза (на потери бюджета) бензинщики согласились не увеличивать оптовой цены. Пока.

Но мы-то с вами покупаем ГСМ в розницу. Так вот про цену этого бензина, бензина в наших баках и канистрах, никто никаких обещаний не давал.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
вчера в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…