Причины этого, в общем, понятны: низкий уровень конкуренции на рынке, высокие акцизы, но главное — алчность «бензиновых королей». Впрочем, слово «алчность» в отношении бизнеса неуместно: сложно винить бизнесменов в том, что они делают то, ради чего живут — в стремлении извлекать максимальную прибыль. С их точки зрения, чем больше они заработали, тем больше они молодцы. А экспорт нефтепродуктов по-прежнему существенно выгоднее продаж на внутреннем рынке. По большому счету это значит, что в обозримом будущем цены на ГСМ продолжат стремиться к среднемировым. Жаль, никто не обещал, что наши доходы так же синхронно будут стремиться в том же направлении.
Легкая надежда на снижение бензиновых цен появилась, когда правительство согласилось снизить акцизы на ГСМ - на 2 рубля с литра. Об этом с большим пафосом рассказал корреспондент одного из федеральных каналов, приехав на одну из АЗС Москвы на «Порш Кайене». И да, этому парню беспокоиться не о чем. Люди на «Кайенах» о цене горючки, как правило, не думают.
Впрочем, эта легкая надежда на снижение цены литра ГСМ после снижения акциза испарилась, как бензин из открытой емкости, когда я услышал комментарий ситуации от вице-премьера Козака.
Начнем с того, что снижение акциза не есть хорошо. Это удар по бюджету, по нам с вами. Нынешнее снижение акцизов приведет к падению бюджетных доходов примерно на 125-150 миллиардов рублей.
Да, бюджет сейчас в состоянии пережить эти потери — но это все равно выпадающие доходы. Причем снижение акцизов правительство думает компенсировать высокой ценой нефти на мировых рынках. Но доходы от нефтяного экспорта идут в федеральный бюджет, а в акцизе на топливо «сидит» значительная региональная составляющая. Из-за снижения акцизов пострадают прежде всего бюджеты регионов. И никто до сих пор четко не сказал, как федеральный центр будет компенсировать (и будет ли?) эти потери.
Мне кажется, в данной ситуации надо было, пользуясь конъюнктурой, напротив, увеличить пошлины на экспорт ГСМ и пустить полученные дополнительные доходы на массовые государственные закупки бензина и ДТ (например, для сельского хозяйства).
Ну и главная причина моего пессимизма - Козак дал понять, что и после снижения акциза цена литра ГСМ на АЗС не уменьшится. Просто на совещании с бензинщиками они зафиксировали оптовую цену бензина на уровне 31 мая. «Снизить ее было невозможно», - сказал Козак. То есть в обмен на снижение акциза (на потери бюджета) бензинщики согласились не увеличивать оптовой цены. Пока.
Но мы-то с вами покупаем ГСМ в розницу. Так вот про цену этого бензина, бензина в наших баках и канистрах, никто никаких обещаний не давал.