- Дмитрий, как вы пришли к волонтерскому движению и стали лидером? Очень интересен путь в добровольцы, тем более что Президент России объявил этот год Годом добровольца.
- В 2014 году я вместе еще с одним человеком собрал людей, которым было интересно что-то делать реальное. И мы многое делали: начиная от субботников, кончая литературными вечерами, выставками, фримаркетами. Помогаем инвалидам, детским садам, кормим бездомных. Но у нас нет лидеров, рангов и координаторов. Кто-то хочет проводить акцию - он ее организует. Например, кому-то нравится гулять с собаками - он организует выгул животных в «Валенте».
- Для чего тогда нужна «Инициатива»?
- Чтобы люди учились взаимодействовать на основе горизонтальных отношений без ненужной субординации. И это получается! Люди остаются, развиваются. Суть ведь не в помощи бабушкам, собачкам и пр., а в том, чтобы каждый мог себя выразить. А помощь – это в порядке вещей. Это потребность. Человек дышит, хочет есть и хочет помочь ближнему. С моей точки зрения, я не делаю ничего сверхдоброго. Я просто делаю абсолютно нормальные вещи. На самом деле я — человек, которому современный мир, в котором люди готовы все купить и продать, отвратителен.
- И ваша цель - изменить мир?
- Нет, конечно. Те люди, которые приходят в «Инициативу», хотят распространить идею взаимопомощи, солидарности. Хотят научиться относиться друг к другу не как к способу удовлетворения своих желаний, а по-людски.
- Вы лично в каких направлениях «Инициативы» участвуете?
- Сейчас я углубился в карьеры Радужного. На этой неделе мы вчетвером провели там два субботника. За лето попытаемся вычистить Содышку, парк у ДТЮ, Загородный, Плавучее и родники. К августу нам это надоест, и мы «забьем» на уборку до следующего года. После пожара в «Валенте», который вызвал большой резонанс, мы помогли забетонировать вольеры. Осенью опять буду кормить бездомных. Могу делать что угодно.
- Когда вы проводите субботник, а потом приходите на то же место и снова видите там горы мусора, руки не опускаются?
- Нет. Хочется брать мешки поплотнее. На самом деле не все так плохо. В нашем городе есть не только мусор, но и люди, которые не проходят мимо. Например, вчера встретил двоих мужчин на карьерах. Они просто пришли водичку потрогать, а в итоге собрали по мешку мусора. В основном люди за 30, за 40 нормально реагируют. Если их попросить, они и сами присоединяются к нашим акциям. Пока находятся такие люди, я не вижу смысла заканчивать с субботниками. Всех, кто мусорит, сложно выловить. Они это делают от безнаказанности. Даже если ходить по паркам с битой, это не даст плодов. А постепенно вовлекая целые семейства, можно решить этот вопрос.
- У вас имидж этаких «суровых парней»? Зачем вы себя так позиционируете? Это ведь отпугивает потенциальных сторонников.
- Нет никакого имиджа. Нас десять человек в активе и около 40 человек в поддержке. Я наиболее нигилистически настроенный. Но есть более мягкие люди. Один из наших участников получает второе высшее образование в духовной семинарии. В большинстве своем мы придерживаемся околосоциалистических взглядов. Стараемся объединять людей на фоне проблем.
- В обычной жизни, не волонтерской, чем занимаетесь?
- Пытаюсь заниматься собой, но это редко выходит. Работал грузчиком. Сейчас не работаю. До «Инициативы» учился в институте на программиста, но потом у меня поменялось мировоззрение, и я забросил учебу. Сейчас я общаюсь с людьми, нахожу новых участников, развиваюсь в языках, потому что есть желание перемещаться автостопом не только по России. «Инициатива» - это то, что мне нравится делать, и большую часть своего времени я занимаюсь этим. Если бы понял это раньше, то не выкинул бы 20 лет из жизни на учебу, армию и алкоголь.
- Волонтерство кормит?
- Благодаря знакомствам есть много людей, которые готовы подогнать калым: деревья пилить, дачи строить и т.д. Как только лето закончится, пойду опять устраиваться на работу.
- Татуировки на ваших руках что означают? Имеют ли они какое-то отношение к добровольчеству?
- Есть такая движуха «Straight edge» - четкая грань. После того как я бросил пить и курить, то решил набить себе эти символы на руках. Я не то чтобы за здоровый образ жизни. Я против употребления веществ, которые могут мной управлять.
- Вы уже четыре года плотно занимаетесь волонтерством. Общество последнее время меняется в своем отношении к волонтерскому движению?
- Общество всегда меняется медленно, и особого всплеска волонтерства у нас пока нет. Но находятся новые прекрасные люди.