- Анна, вы можете по реакции зала на спектаклях спрогнозировать, кто «близок» к призу зрительских симпатий?
- Это абсолютно невозможно! Потому что владимирский зритель всегда очень добр и отзывчив. Он никогда не оставляет нас без отклика. Гости, которые выступают на нашей сцене, всегда это отмечают, что есть реакция и что она добрая. Что касается приза зрительских симпатий, то, по-моему, это одна из самых лучших, самых трогательных наград. Мы же работаем со зрителем и для него. Когда люди голосуют за тебя, потому что ты их тронул до самого сердца, это очень... радует.
- Родные оспаривали решение податься в актрисы? Ведь это очень непрактичная профессия.
- Непрактичная. Николай Анатольевич Горохов нам еще при поступлении на его курс сразу сказал: «Если вы пришли за славой и деньгами, то ошиблись адресом. Здесь сложно и кропотливо». Но я люблю театр. Его сиюминутность, невозможность повторить то, что происходит на сцене здесь и сейчас. Люблю возможность снова и снова, но каждый раз иначе переживать ту же историю. Не бывает двух одинаковых спектаклей, потому что актеры в них играют в разные периоды своей жизни, и зрители всегда новые. В этой уникальности момента и есть невероятная прелесть нашей профессии.
А родные не возражали. Наоборот. Это моя мама нашла объявление о наборе на курс Горохова и сказала: «Давай попробуем». Она переживала, что раньше не позволила мне перевестись на театральное отделение, когда я еще училась в музыкальной школе по классу фортепиано и в школе с углубленным изучением предметов эстетического цикла. Видела, как мне без этого неуютно. Ведь я с детства выступала - на мероприятиях музыкальной школы, капустниках, занималась в театральной студии, где у нас были замечательные педагоги.
Как я теперь понимаю, это - МОЙ путь. Я не пыталась поступать ни в Ярославль, ни в Москву. Только сюда. Мне нравится, как все сложилось. Я благодарна Николаю Анатольевичу и Надежде Ивановне Гороховым за все, что они душевно в меня - в нас, во весь курс - вложили. Как они нам помогали, как защищали! Мы знаем, чего им это стоило. Я их очень люблю, очень им доверяю. Достаточно сказать, что Николай Анатольевич - крестный моего сына.
- А если представить, что нет актерской профессии, чем бы занялись?
- Нет непочетных профессий. Мне доводилось в материально сложные времена работать на рынке «Тандем», продавать порошки и шампуни. Такой выручки у моей хозяйки не было никогда. Потому что я, наверное, интуитивно понимала, как надо разговаривать с людьми, как предлагать им то, что они, возможно, захотят купить. Скажу так: если придется, то работать можно где угодно. Но я, к счастью, здесь. В любимом деле.
- И минусов нет?
- Минусы есть, но вопрос — как ты их воспринимаешь. С рождением сына во мне многое поменялось. Макар изменил конфигурацию приоритетов. Раньше я «закипала» по любому поводу. Меня легко было задеть какими-то колкостями или огорчающим мнением. А сейчас понимаю, что так реагировать нужно только на самые важные в твоей жизни вещи. Все остальное — пустяки, не стоящие волнений. Кроме того, в театре, как и в жизни, все может перевернуться в один момент. От огорчения до радости.
Я стараюсь делать свое дело, стараясь изо всех сил. Когда Владимир Гурфинкель приезжал ставить «Виндзорских насмешниц», он никого из нас не знал и вызвал на пробы. Я там так старалась показать себя — и под стол, и так, и этак. А он нагнетает: «Аня, давай вот эту реплику мне в голову, в сердце, в ноги, Богу, небу». В итоге заявил: «Ты получишь роль миссис Куикли, если я сойду с ума». Так что я репетировала другую роль. А потом все изменилось, и на премьеру я вышла именно как миссис Куикли. Характерный чудесный персонаж. Поэтому, говоря о плюсах и минусах актерства, то я счастлива этой возможности выходить на сцену - чем больше, тем лучше. Но при этом переживаю, что из-за занятости многое пропускаю — мой ребенок сейчас начинает выдавать такие перлы, в то время, как я работаю... А мне все хочется ухватить и не пропустить.
- Актерство часто называют женской профессией...
- Из-за желания нравиться? Ну, нет! Во-первых, желание нравиться сверх меры есть у людей и вне сцены. Мало ли мужчин-неактеров, которые любуются собой во всех зеркалах? Во-вторых, в театре гораздо больше мужских ролей, чем женских. А в-третьих, посмотрите на актеров нашего театра! Алексей Куликов, Юрий Круценко, Игорь Клочков - да все ребята: хорошие, мужественные, с прекрасным чувством юмора.
- Кстати, о чувстве юмора. Подшучиваете с коллегами друг над другом?
- Только если не зло. Например, по сюжету персонаж открывает журнал. Там должны быть пустые страницы, а кто-то там забавных картинок наклеил... Или однажды на «Приключениях Буратино» мы с Ирой Жоховой (две Мальвины) стояли за кулисами и строили рожицы Игорю Клочкову (Карабас Барабас). Добились своего - он «раскололся». Но потом сказал: «Было очень смешно, но больше не надо». Вообще «зеленых» (снимаемых с репертуара) спектаклей у нас давно не было. А в них как раз можно почудить, поимпровизировать, конечно, не разрушая канву спектакля.
- А если настроение плохое, а играть надо кого-то бодрого? Если партнер не нравится, а у вас по спектаклю любовь?
- Насчет настроения - этому можно и нужно учиться: все неприятное, грязное и грустное оставлять за сценой. Мой собственный горький опыт: когда мы выпускались спектаклем «Власть тьмы», за четыре дня до премьеры у меня умер папа. И по пьесе у моей героини умирает папа. Так что можно представить, как я себя чувствовала. Что касается «партнер не нравится» - у меня так не бывает. В каждом человеке что-то есть - особенность, за которую можно «зацепиться». За взгляд. За жест. За улыбку. Мы вообще считываем больше с пластики, чем со слов.
- При таком богатом списке ролей какая роль любимая и какую еще очень хотелось бы сыграть?
- С ролями мне действительно везло и везет. Особенно люблю Машу в «Трех сестрах», Татьяну в «Мещанах», Татьяну в «Евгении Онегине»... Жену Бургомистра в «Визите дамы» обожаю. Все мои роли - это подарки судьбы и режиссеров, за что я им очень благодарна.
Хотелось бы сыграть Анну Каренину. У нас в театре будут ставить одноименный спектакль, но я там, к моему сожалению, не задействована.
- А что хорошего в Карениной как в героине? Никогда не работавшая особа, долго маялась от безделья, в итоге безответственно, как сейчас говорят, «променяла ребенка на штаны», а затем «съела мозг» Вронскому.
- Так это-то и интересно! Не благостные персонажи, которые всем милы. Сыграть личность, внутри которой все мечется, борется и рвется на части - вот что здорово. Дело ведь не в том, как мы оцениваем события, которые происходят с персонажем. Они могут быть неприглядными. Что Анна?! Да, она разрывается между ребенком и любовью... Но, например, в «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина - человек, буквально идущий по головам. И тебе надо пережить все трансформации такой героини, найти в ней то, что может ее в твоей собственной душе оправдать, - вот увлекательная задача. Потому что только тогда ты в ее роли будешь убедительна.
ДОСЬЕ «ВВ»
Анна Павловна Лузгина, актриса.
Родилась в г. Вязники. Окончила актерский курс народного артиста РФ Н.А.Горохова во Владимирском областном колледже культуры и искусства и в ВГГУ.
Занята почти в 40 спектаклях Владимирского академического театра драмы.
Дипломант конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова».