4 июля 2018 в 13:13

Аграрная наша держава

История - это факты, наше, обывательское, представление о ней - интерпретация: в зависимости от остаточных знаний школьной программы, популярных мифов и (если повезет!) личных воспоминаний о событиях. Что мы, к примеру, знаем о жизни российского крестьянства сто лет назад? Воспоминаний по понятным причинам никаких, лишь полная уверенность - империя была аграрной страной; «рассейский» мужик потому революцию и принял, что наконец-то получил и землю, и волю, а осознав кровную связь с рабочим классом, отринул старый строй. На уверенность, взрощенную за партой, конечно, наложили отпечаток поздние развенчания Советов, образовав в головах неудобоваримый винегрет. До фактов ли тут? Факты между тем - вещь упрямая, о них сегодня и пойдет речь.

В Государственном архиве Владимирской области хранится любопытный документ. Листовка Всероссийского союза земельных собственников с призывом к хуторянам и отрубникам (крестьянам, вышедшим из общины. - Прим. авт.) вступить в Союз, выпущенная в конце лета - начале осени 1917-го. Помимо прочих сведений, характеризующих экономическую и политическую обстановку того времени, в ней можно найти ценную информацию об урожайности: «...надо помочь крестьянину извлекать из своего надела как можно больше дохода, чтобы русский землепашец получал с десятины не 30 пуд. хлеба, а 150-160 пудов, как получает крестьянин за границей».

Разберемся с десятинами и количеством пудов. Хозяйственная десятина - чуть больше гектара (1,09 га), пуд - 16,3804964 кг. Соответственно с гектара российский крестьянин сто лет назад получал меньше 5 центнеров, а заграничный - 25.

По нынешним временам и иностранцы урожай скромный имели. Например, в прошлом августе, согласно данным АВО, средняя урожайность озимых культур в регионе-33 была 32 центнера с гектара. Уже в октябре подвели полные итоги уборочной-2017: средняя урожайность зерновых - 28 центнеров с гектара (в 2016 году - 24 центнера). Но, напомним, в листовке речь идет о сельском хозяйстве столетней давности.

Кстати, об озимых. В июле 1917 года крестьяне в неземледельческих уездах Владимирской губернии под непрекращающимися дождями начали жатву несозревших озимых. Почему? Нужда заставила. Шел третий год Первой мировой. Мужиков-кормильцев - самых сильных, трудоспособных, без которых пустыри на месте когда-то обрабатываемых полей множились, как грибы после дождя, массово забирали в армию. Сеять было некому, а подчас и нечего - не хватало семенного материала.

Призрак голода стал реальностью. Ежегодно губерния ввозила 10 млн пудов хлеба, но война и февральские революционные события порушили привычные связи. Более того, в марте был введен закон на хлебную монополию государства. Весь излишек хлеба изымался и продавался населению по твердой цене, в том числе и самим хлеборобам.

Так вот, по архивным данным, урожай озимых в 1917-м был плохим - общий недобор хлебных культур по губернии составил 4 млн 800 тысяч пудов. Острее всего это почувствовали в Муромском и Меленковском уездах: муромляне не досчитались миллиона пудов, меленковцы - 400 тысяч пудов.

К концу лета голод начался в Судогодском, Меленковском, Ковровском уездах. 7 августа в Меленках вспыхнул стихийный голодный бунт...

Государство не обеспечило селян (справедливости ради надо сказать, что и горожан, и армию) хлебом насущным, но зато «пришла радость, откуда не ждали» - в виде вольницы. В «Рапорте начальника Вязниковской уездно-городской милиции Владимирскому губернскому комиссару об общем положении в уезде» от 31 марта 1917 года мы читаем: «Нахлынувшая волна освободительного движения вполне перевернула наш старый уклад жизни, как в политическом, так и в экономическом смысле». Так оно и было.

Временное правительство задумало земельную реформу с раздачей (без выкупа!) ресурса крестьянам. Народу идея пришлась по душе, но даже больше пашни крестьяне желали получить в пользование леса и луга, контроль над реками и озерами. И не дожидаясь законов, выгоняли скот на частные луга и даже запрещали рубить лес, считая его своим, выставляли «кардоны» на водных артериях. От такого толкования преобразований страдали не только собственники, но и те структуры, в том числе военные, с которыми арендаторы лесных делянок или поставщики продовольствия были связаны договорными обязательствами.

Примечателен случай с землевладелицей Юрьевского уезда Лялиной. 5 июля она телеграфировала губернскому комиссару, что ее покосы в селе Семизино захватили крестьяне и ей придется распродать скот и прекратить поставки молока в Москву.

Есть в архиве жалобы и на самоуправство крестьян по поводу запретов сплавлять лес по рекам, и на захват грузов. Были случаи вмешательства общественных комитетов в работу кооперативов, поставляющих продовольствие в армию.

Сельскому хозяйству как отрасли самоуправство крестьян также наносило ущерб, причем убытки имели долгосрочную перспективу - аукнулись спустя годы. Например, 21 июля в губернский центр из Симы князь Голицын писал: «Крестьяне сел Некоморно, Краски и Новое и деревень Камынки и Скородумки, граничащих с моим Новосельским имением, захватили часть покосных угодий и перелог этого имения, скосили и увезли траву, и пасут свой скот по захваченным угодьям. <...> это обстоятельство может привести к помеси моего племенного скота с простым крестьянским... Если вышесказанные самовольства крестьян не прекратятся, то я буду вынужден нарушить свое хуторское хозяйство, что в интересах государства едва ли будет желательно». Легкий шантаж помещика и его обида в письме не главное, главное, что сводилось на нет племенное скотоводство.

Еще больший разлад в государственной машине привнес отказ крестьянских обществ платить налоги с надельных земель. На 1 июня 1917 года недоимка составила 48,7%, тогда как годом на ранее на этот период в казну не поступили лишь 18% платежей.

Хаос стал системой, в которой землепащец, изрядно потрепанный войной, пытался выжить, отринув не только старорежимные «веру, царя и Отечество», но и юридические нормы.

При этом ни о какой смычке города и деревни речь не шла. Рабочие не воспринимались как близкородственный класс, напротив - для крестьян пролетариат был и обременителен (ведь это для «городских» у мужиков изымали хлеб, обрекая крестьянские семьи на голод, ведь это «городские» задавили крестьянина дороговизной «железа, обуви, одежды и всего, что он получает из города»), и непонятен в силу разного уклада жизни.

Российское крестьянство в начале XX века сохраняло общинное мировоззрение, что подтверждается, например, протоколом № 1 общего собрания крестьян деревни Бахтино Милиновской волости Судогодского уезда от 11 мая 1917 года: «Признаем, что земля есть Божий дар подобно солнцу, свету, воздуху и воде, и должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает».

Увы, но в революционный год обрабатывать землю было некогда: земства переключились с агротехники на политику, агитаторы всех мастей наводнили деревню, а крестьянство в поисках сиюминутной возможности выжить (а в некоторых случаях и нажиться) проморгало аграрную державу.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
31 минуту назад Начался ремонт подстанции, снабжающей электроэнергией Владимирскую область и Подмосковье
Энергетики филиала ПАО «Россети» – МЭС Центра приступили к ремонту коммутационного оборудования подстанции 220 кВ «Дальняя» – крупного питающего центра, расположенного на границе Московской и Владимирской областей. Этот…
час назад Во Владимире песню «Катюша» исполнили на разных языках народов России
Во Владимире состоялся Второй межнациональный поэтический фестиваль «Этот День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Его участниками стали владимирцы разных поколений и национальностей…