Обидно, конечно, что мы не дошли до полуфинала, который, казалось, был так близок. Но вспомним свой настрой всего месяц назад: мало кто (и я в том числе) предполагал, что нашей сборной удастся что-то большее, чем выход из группы. Многие даже в решение программы-минимум не верили. Однако сборная России прыгнула значительно выше головы — и у меня язык не повернется упрекнуть нашу сборную (впрочем, это не извиняет персонально Смолова за его бездарный 11-метровый).
Итак, у нас есть хорошая, среднего европейского уровня команда, есть правильный тренер, есть кредит доверия болельщиков. С этой базой стоит серьезно готовиться с чемпионату Европы 2020 года, который впервые за свою историю пройдет не в одной-двух странах, а в городах всей Европы. И в принципе, эта же сборная, найдя адекватную замену Игнашевичу, Жиркову и другим ветеранам, вполне может удачно сыграть на ЧМ-2022 в Катаре.
Что надо делать? Во-первых и в-главных — надо активизировать селекционную работу с молодежью, неустанно ведя поиск новых «звездочек». Во-вторых, надо попытаться натурализовать еще пару-тройку мастеров уровня Фернандеса. Вот чего нельзя делать ни в коем случае - продолжать сиропить общественное мение, выдавая невыход в полуфинал за какую-то колоссальную и блестящую победу. И пора прекратить эти бесконечные: «Молодцы, играли как могли».
Фраза не только вредная, но и бессмысленная. Что значит «как могли»? Раз не добились результата, значит, могли не так, как надо. Значит, предстоит сделать так, чтобы в следующий раз могли больше и лучше. Никто не упрекает наших игроков в отсутствии самоотдачи и морально-волевых качеств. Но сейчас речь идет о сравнительно посредственном уровне мастерства в российском футболе — и это означает, что надо его поднимать. И потом, разве нельзя требовать мастерства европейского уровня от игроков, которые получают в наших клубах вполне себе европейские гонорары.
И еще не стоит слишком уж утешаться, что мы задержались на чемпионате дольше Бразилии, Германии, Испании, Аргентины. У них-то титулы чемпионов мира — а у иных и не по одному — уже есть.
Нам же еще надо за него побороться.