17 июля, 04:33
11 июля в 14:26

Почта - на связи!

Ежегодно во второе воскресенье июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник работников почтовой связи. Накануне Дня российской почты корреспонденты «ВВ» побывали в одном из сельских отделений - в поселке Ставрово Собинского района. Как живут почтальоны, которых мы, газетчики, не без оснований считаем своими партнерами, а для жителей, особенно в сельской местности, почтальон - не просто хороший знакомец, а почти член семьи?

Обстановка почти домашняя

Ставровское отделение почтовой связи № 1 (ОПС) находится в центре поселка. Все основные достопримечательности - по соседству: пятиглавый храм с ярко-синей крышей и высокой колокольней, обновленный и ухоженный памятник павшим на войне землякам, библиотека, банк, магазины и прочие необходимые для жизни «инстанции». Почтовая служба - не исключение, она тоже нужна, что бы ни говорили сторонники современных технологий, а доставка корреспонденции, прессы и посылок еще не канула в Лету.

- Нет, а куда же мы без почты? - рассуждает встреченная нами у крыльца посетительница. - Вот, положим, заказное письмо мне пришло из Пенсионного фонда, где же я его получать буду, если не здесь? Или квитанцию надо оплатить за газ? Куда бежать? На почте быстренько заплатил - и проблем нет.

Ставровские почтальоны делят помещение со ставровскими парикмахерами: над крыльцом две вывески в синих тонах. Входишь: парикмахерская - направо, ОПС - налево. У почтовиков две комнаты на правах аренды. На стенах - обои с растительным рисунком, фирменный стиль «Почты России» офисов больших городов не прослеживается.

На полках и столах - книги, журналы, газеты, прочий товар на продажу.

За стойкой - приветливые сотрудницы, аккуратно одетые, но, увы, не в почтовую форму. Видимо, корпоративные наряды для сельских почтальонов не предусмотрены: никаких тебе стильных жилеток или старорежимных «синих форменных фуражек» и медных бляшек с цифрами, как в стихотворении Маршака.

Помещение попросторнее отдано под зал для обслуживания клиентов, тесная задняя каморка с одним окном и заколоченной, обитой дерматином дверью - для разбора корреспонденции и прессы, складирования посылок и товара. Товара много, тут тебе и тушенка со скумбрией, и сухари с баранками, есть и игрушки, и галантерейная продукция.

Под столом дремлет собака Альма. Потревожили бедолагу. Псина поднимает голову и внимательно смотрит. Собака, поясняют почтальоны, чужая, но вот полюбила почтовых служащих, сопровождает по адресам. А они что? Они не против, с такой «охраной» даже веселее, говорят.

Коллектив Ставровского ОПС № 1 небольшой, всего пять человек: начальница Марина Дмитриева, ее зам Юлия Емелина и три почтальона - Елена Баранова, Юлия Соколова и Анна Родина. Текучки нет, все сотрудники работают по нескольку лет. А вот операторские вакансии не заняты - желающих на оклад в 8-10 тысяч рублей пока не нашлось.

Кадровый вопрос остро стоит не только в Ставрове. В соседнем Курилове, например, почту вообще пришлось закрыть - работать некому. Людей, конечно, не бросили, их обслуживают сотрудники головного для собинских подразделений Петушинского почтамта.

- Да вот сейчас разберу почту и поеду, - говорит Лариса Ивкина. Вообще-то она инспектор-ревизор в Петушках, но сейчас отвечает за доставку писем и газет в Курилово.

- А про ставровских наших работников обязательно напишите в газете хорошо, - продолжает Лариса, оторвавшись от сортировки. - Отделение работает без жалоб, только благодарности от людей поступают.

То, что ОПС на хорошем счету, чувствуется: атмосфера здесь, на удивление, мирная, спокойная, почти домашняя. Посетителей обслуживают быстро вежливо, доброжелательно. Очереди нет: если подошли клиенты, а сотрудник, отвечающий за работу непосредственно в отделении, занят, то тут же подключаются коллеги.

- У нас так всегда, - говорит один из клиентов, назвавшийся Владимиром. - Я иногда по нескольку раз в неделю на почту заезжаю: то свою квитанцию оплатить, то матери. Всё без проблем, быстро. Если надо, то и начальник, Марина Герольдовна, за стойку встанет, и вот Юлия Емелина - ее заместитель хорошо работает.

Служба меняется

Начальник ОПС Марина Дмитриева в почтовом деле почти два десятилетия. Говорит, что за это время работа почтальона очень изменилась.

- Писем сейчас люди друг другу почти не пишут, - говорит Марина Герольдовна. - Мы доставляем в основном официальные уведомления. Посылок тоже стало меньше. Периодические издания сохраняют подписку, но и она с годами падает. У нас в Ставрове предпочитают местную прессу - новости района, области читают, а остальное можно и «из телевизора» узнать, так что на центральные СМИ спрос небольшой. Мы по-прежнему доставляем пенсии, газеты-журналы и письма, но есть тенденция: акцент с оказания традиционных услуг (например, оформление подписки и доставка) и продажи собственно почтовых товаров (периодика, конверты и проч.) смещается в сторону продажи товаров широкого потребления. Это позволяет, конечно, увеличить доходность службы, положительно влияет на заработок почтальона. Безусловно, помогает жителям в отдаленных населенных пунктах, там, где нет магазинов, а автолавка приходит редко и продает товар втридорога. Но все это существенно меняет работу почтальона: кто-то может продавать, а у кого-то нет способностей.

К нашему разговору с начальницей подключается почтальон Юлия Соколова. Кстати, у нее, по словам коллег, с продажами все в порядке - коммуникабельность помогает.

- У меня бабушка Лёзова Мария Петровна сорок лет на почте отработала, в 72 года ушла на пенсию по сокращению штата. Я к ней на работу еще девчонкой-школьницей прибегала. Запах на почте был другим! Сургучом, клеем пахло! - вспоминает Юлия Владимировна. - Сейчас все иначе. Даже за последние несколько лет изменения существенные. Например, новые пенсионеры сразу оформляют пенсии на карты, это значит, что у нас уменьшается количество клиентов, которым мы можем предложить товар или подписку. А это заработок!

Будний день

Ставровское ОПС № 1 работает пять дней в неделю, с восьми утра. Был бы полный штат сотрудников, перешли бы на шестидневку.

Первыми на почту приходят начальник и заместитель. Помимо подготовки к новому трудовому дню на них лежит обязанность по обслуживанию клиентов.

Корреспонденцию, посылки и прессу в Ставрово привозит машина из Петушков - обычно около девяти утра, но бывает, что экспедиция задерживается. Задача почтальонов - быстро разобрать газеты-журналы, выписать извещения, распределить по участкам письма. Не забыть занести необходимые сведения в компьютер по важной, подлежащей отчету корреспонденции. Подготовиться к доставке пенсий.

- Забот много! И каждый день у нас разный - не бывает монотонной работы. Сегодня, например, большая доставка писем, завтра - газет, послезавтра - «пенсионный» день. Будешь загадывать - никогда не угадаешь, - рассказывает почтальон Елена Баранова. - Этим разнообразием, наверное, меня работа на почте и привлекает.

Елена Васильевна в почтальонах десять лет. По семейным обстоятельствам переехала из Мурома - нужно было ухаживать за пожилыми родителями. 27 лет отдала оборонному производству, а в родном поселке сначала устроилась на пилораму: «Бревна таскала», а затем перешла в ОПС. Зарплата, конечно, меньше, но зато есть важные плюсы - стабильность и общение с людьми. Однако работа тоже не из легких. За день ставровские почтальоны проходят по 12-13 километров, улицы в поселке длинные, многоквартирных домов - минимум, в основном - частный сектор: «Находишься, к вечеру ноги гудят».

В этот рабочий день вместе с почтальоном Барановой по адресам отправились и корреспонденты «ВВ». Разрабатываем маршрут: «Сначала разнесем газеты по дороге, потом - пенсии».

- Леночка, ты? Проходи, - встречает почтальона пенсионерка Галина Григорьевна. - Хорошо Лена работает - так и напишите. Молодец она у нас.

Елена Васильевна улыбается, желает бабушке здоровья и идет к следующему клиенту.

На заборе домовладения нарисован добродушный барбос и под ним надпись: «Осторожно! Ласковая собака!». Собака Жулька, впрочем, нас встречает отчаянным лаем. На шум выходит хозяйка.

- Так и знала! Только внучек уложила, - пытается строжничать Нина Ивановна. - Проходите-проходите быстрее. Лена, ты сегодня с целой делегацией к нам! Из газеты? «Владимирских ведомостей»? Как же - знаем, выписываем. Почтальон нам всегда подскажет, что интересного выписать, проконсультирует. Всегда наша Лена с улыбкой, с добрым словом.

Женщина встречает работника почты, как старую знакомую, рассказывая про внучек-двойняшек, покупает для них шоколадки с логотипом «Почты России»: «Девчонкам понравится! Я им сказала, что почтальон придет - так они ждали». На прощание Елена Васильевна читает бодрый стишок-пожелание Нине Ивановне, а та настойчиво приглашает выпить чаю, но мы спешим - почтальона ждут, задерживаться нельзя. Такая это почтовая работа - быть всегда на связи!

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
В Суздале хрустели более 8 тысяч гостей вчера в 11:37
С 14 по 15 июля во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике прошел XVIII Международный праздник Огурца. В этом году его посетили делегации из Франции, Болгарии, Гренады, Великобритании и Эквадора.
В Суздале хрустели огурцами более 8 тысяч гостей со всего мира вчера в 11:35
С 14 по 15 июля во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике прошел XVIII Международный праздник Огурца. В этом году его посетили делегации из Франции, Болгарии, Гренады, Великобритании и Эквадора.
Владимирский Сабантуй: зеркало души татарского народа вчера в 11:32
В воскресенье в парке культуры и отдыха «Загородный» прошел многолюдный «Владимирский Сабантуй-2018». В нем участвовали не только владимирские татары, но и представители других национальностей, живущие во Владимирской об…

Орфографическая ошибка в тексте