Зимой запасаемся, летом продаем
Директор кольчугинской «Шелковой коллекции» Оксана Шевцова говорит, что в народно-художественных промыслах заключен генотип и душа нации. О том, как богат наш регион на таланты, мы в полной мере узнали с приходом губернатора Светланы Орловой: это по ее инициативе ремесленников стали приглашать на все проходящие во Владимирской области форумы и выставки. А за год до этого в регионе прошел первый в истории фестиваль мастеров «Реки-Руки».
- Было непросто в первый раз собрать мастеров на фестиваль, - говорит Екатерина Краскина, председатель владимирского отделения «ОПОРА России» и областного Клуба мастеров. - Стоило больших усилий просто выйти на них по «наводкам» местных администраций, чтобы убедить «хватит сидеть по домам, пора выходить на ярмарки». Мы потратили на это два месяца. В большинстве своем наши таланты вообще не верили, что на промыслах можно хоть что-то заработать.
Народные умельцы делятся на три группы: любители (для них промысел - хобби), профессионалы (уже имеют мастерские или их подобия в гаражах и квартирах) и предприятия. Последних единицы, но зато это звезды: кольчугинская «Шелковая коллекция», Гусевской хрустальный завод, «Центр традиционной Мстерской миниатюры», ООО «Ковровская глиняная игрушка». Они могут позволить себе выставляться в торговых точках или даже держать собственные магазины. А вот для любителей и профессионалов основные каналы сбыта - городские праздники, форумы и выставки, для самых продвинутых - интернет-площадки и аккаунты в соцсетях.
Опытные мастера зимой создают запас изделий, который потом продают все лето, разъезжая по ЦФО. У таких умельцев, говорит Краскина, расписаны все летние выходные.
Наибольшая концентрация мастеров в области - в Судогодском и Кольчугинском районах. А вот Меленковский берет не количеством: семью гончаров Малаховых, мастеров по лозоплетению Федосеева и Груздкова знают далеко за пределами региона-33.
Частников позовут в самозанятые
Два года назад «ВВ» писали о проблемах легализации промыслового бизнеса в России. До сих пор для них был один вариант - регистрировать ИП. Но с заработками большинства ремесленников даже «упрощенку» не потянуть, не то что страховые взносы. Однако если все пойдет по плану, то с 2019 года в ряде пилотных регионов начнет действовать принятый в июле 2017-го закон о самозанятых гражданах, которым не придется регистрироваться, а ставка налога для них будет варьироваться от 3% до 6%, в зависимости от того, кому человек оказывает услугу - физическому или юридическому лицу. Екатерина Краскина считает, что ремесленники это и есть самозанятые граждане, закон - для них. Впрочем, мастера (как и прочие самозанятые) еще должны захотеть легализоваться, но пока не многие спешат это сделать. Так, по данным на май 2018-го, в стране за время налоговых каникул для самозанятых встали на учет всего около тысячи человек.
Надо ли вообще облагать мелких ремесленников налогом, особенно если те живут от ярмарки до ярмарки? Они на каждое изделие тратят от нескольких дней до нескольких месяцев, а значит, физически не могут обеспечить объемы, которые позволили бы им выйти за рамки разовых продаж. Чего там налогооблагать? Эксперт признает, что промысловики действительно не шикуют:
- Ценителей, которые могут себе позволить купить авторскую вещь, всегда меньше тех, для кого цена – главный критерий. Я пробовала помогать мастерам с продажами. Два года держала сувенирную лавку, и теперь точно знаю – это не бизнес. Любое качественное изделие ручной работы априори стоит гораздо дороже своего промышленного аналога. Возьмем, к примеру, украшения из бисера. Сам бисер на простое ожерелье стоит от 300 рублей. Мастерица не хочет продавать свою работу дешевле полутора тысяч рублей. Если ожерелье выставляется в магазине, то с наценкой в 30% оно будет стоить уже около 2 тысяч. Не самая подходящая для продавца цена - на наценке в 30% магазин не проживет, если у него нет многотысячной проходимости и соответственно огромного объема продаж, но дороже уже нельзя. Классический расходник сувенирной торговой точки – минимум 100 тысяч в месяц: на аренду, налоги и зарплату продавцам. Получается тупик: дорого - не продашь, дешево – обанкротишься. В итоге лавочкам приходится добавлять к ассортименту дешевые китайские поделки - вроде псевдомстерских шкатулок за 200 рублей, с наклейками на хлипких коробочках вместо единственной в своем роде лаковой миниатюры. Я в своей прошлой бизнес-истории на дешевые поделки ставила наценку в 200% - и то ценник у меня был меньше, чем в других магазинах.
Мастер Михаил Матюшкин работает с разными материалами - от металла до пластмассы. Говорит, что лучший спрос на изделия ценовой категории 500-800 рублей: «Все, что дороже, расходится медленно, а уж произведения искусства - подлинно штучный товар». Валерий Киселев, известный владимирский скульптор по дереву, с Матюшкиным согласен: «Люди хотят радовать себя уникальными вещами, но большинство не хочет или не может платить за них столько, сколько они действительно стоят». Оксана Шевцова, директор «Шелковой коллекции», подтверждает: «О рентабельности в художественных народных промыслах речь вообще не идет. Стабильно себя не чувствует никто».
То есть - то густо, то пусто?
- Густо в промыслах не бывает, - говорит Шевцова. - У нас, к сожалению, пока не развита массовая культура потребления изделий с художественной ценностью. Люди в большинстве своем просто не осознают разницу между уникальной вещью и ее ширпотребовской подделкой. Покупают то, что дешевле. А потом удивляются, почему через год от якобы мстерской шкатулки отходит наклейка и отваливается крышечка или почему после первой стирки полинял шарф с батиком. Да потому что это контрафакт, а не мстерская шкатулка и не вещь от, например, нашей «Шелковой коллекции».
Подражание – это, конечно, лучшая форма лести: если товар подделывают, значит, он действительно хорош. Но Оксану Шевцову подражатели не радуют – они наносят слишком большой вред репутации аутентичного производителя.
Сколько стоит стать мастером
Чем выше уровень готовых изделий у мастеров, тем больше их стартовые затраты. Если, например, дилетанту на стартап «рисунки на ткани» потребуется сумма в пределах 10 тысяч рублей (на краски, трубки и материал), то настоящая мастерская с оборудованием обойдется не меньше чем в полмиллиона.
Михаил Матюшкин назвал стоимость стартапов «эконом-варианта» для создания изделий, сделанных в технике горячей эмали, - 100-120 тысяч; и бижутерии из металла - 200-250 тысяч рублей.
Оборудовать хорошую гончарную мастерскую тоже влетит в копеечку: один электрический круг стоит от 50 до 100 тысяч рублей.
Скульптор по дереву обязательно должен раскошелиться на инструмент: самая дешевая пила стоит 15 тысяч, стамески - по тысяче, а их надо штук 200. А еще нужно сырье.
Впрочем, сырье не для всех затратно. Например, мастера по бересте Елена и Сергей Куновы из Судогодского района свое сырье не закупают, а собирают сами в определенное время года.
Но лед тронулся. Благодаря принятому в 2016 году закону о господдержке народно-художественных промыслов регион может входить в федеральные программы. Подключился областной Центр поддержки экспорта: оплачивает выезды наших мастеров за рубеж на деловые миссии и контролирует, чтобы договора с ними исполнялись. А «ОПОРА» и Клуб мастеров запустили сайт vladremeslo.ru, ярко презентующий лучших умельцев региона. И главное - продвижение владимирских промыслов поддерживает губернатор. Так что будущее у них точно есть.