По их словам, печальная судьба тракторного завода «Точмашу» не грозит. Но надо перестраиваться. Изначально «Точмаш» выпускал патефоны и иглы к ним. Перед войной - а постоянно в 50-е годы ХХ века - стал оборонным предприятием. Сейчас завод входит в структуру топливной компании «ТВЭЛ» госкорпорации «Росатом».
Как все советские заводы, «Точмаш» занимает гигантскую площадь, которая при современном уровне производства с постоянным ростом фондоотдачи не нужна. Гендиректор Дмитрий Багдатьев сказал: для развития собственного производства «Точмашу» достаточно 20 тыс. м2 площадей. А у него есть еще 100 тыс. м2 в инфраструктурно подготовленных разнообразных корпусах. Хоть сейчас бери в аренду или покупай — и заезжай. Есть и свободные участки, на которых можно возвести новые цеха. Содержание этого потенциального богатства (включая ресурсы и охрану по периметру) обходится компании в 400 миллионов рублей в год.
Вместе с Багдатьевым мы проехали по территории предприятия. Руин нет, все здания в порядке. Менеджмент «Точмаша» рассчитывает за 2-4 года создать на территории полноценный индустриальный парк. Но, говорит гендиректор, идея не в том, чтобы просто нагнать арендаторов, а комплексно подойти к развитию площадки. Собрать технологичные бизнесы, которые могут кооперироваться между собой.
Двух уже действующих резидентов «Точмаша» мы увидели сами. В одном из корпусов на 4 тыс. м2 - фабрика корпусной мебели «Солвис», дочка ковровской группы компаний «Передовые мебельные технологии». Ее руководство уверяет, что удобнее площадки и быть не может. В штате около 100 человек (все владимирцы), и есть планы расширяться уже в августе.
Специализирующееся на переключателях для автомобилей «Точмаш-Авто» тоже, невзирая на кризис, работает с хорошими результатами. Как сказал директор Кирилл Данилов, падение общего спроса на новые машины предприятие компенсировало более чем двукратным ростом присутствия на вторичном рынке запчастей. В штате 100 сотрудников.
Почему топ-менеджеры «Точмаша» уверены, что их площадка будет развиваться успешнее «Автоприбора» или ВЭМЗа, где также предпринимались попытки создания индустриальных парков? Директор по развитию и управлению обеспечивающей инфраструктуры «ТВЭЛ» Вадим Сухих сказал, что по характеристикам площадка «Точмаша» удобна (тут даже железнодорожные пути есть, как и возможности для бесперебойной поставки ресурсов). Но она не уникальна. И в данном случае «ТВЭЛ» в придачу к площадям предлагает действующим и потенциальным резидентам весь бизнес-ресурс своей компании.
- Мы готовы помогать производить, продавать, подбирать партнеров в регионах своего присутствия. В том числе в тех, с которыми Владимирская область до сих пор не сотрудничала, - говорит Сухих и называет регион-33 перспективным, с хорошей бизнес-средой, уверяет, что развитие владимирских производств компании — один из приоритетов компании.
Основной бизнес «ТВЭЛ» - обеспечение топливом ядерных реакторов. Компании принадлежит 40 процентов мирового рынка обогащения урана до уровня, применяемого в энергетических реакторах. Каждый шестой реактор в мире работает на топливе «ТВЭЛ». Средняя производительность труда на предприятиях компании составляет 8,45 млн рублей на человека в год. Принадлежащие «ТВЭЛ» в регионе-33 «Точмаш» и КМЗ пока могут похвастать производительностью в 3,5 млн на одного работника в год. Расти есть куда, с чем и связаны планы компании интенсивно развивать свои площадки.
Почему все производство газовых центрифуг перенесли из Владимира в Ковров, а не наоборот? Оказывается, дело не в цене рабочей силы, а в большей ликвидности владимирской площадки. Не ушли топ-менеджеры от вопроса: «Зачем вы размещали объявление о продаже площадей «Точмаша» на «Авито» и подобных ресурсах?» Вадим Сухих сказал: их целью было охватить максимальную аудиторию. Это сработало - Сухих и Багдатьев говорят, что интересанты на свободные площади уже есть.