Так, с дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов посторонние предметы должны быть удалены в течение 3 часов с момента обнаружения, с разделительных полос и обочин - в течение 3 суток, предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение 2 часов с момента обнаружения.
В новом стандарте дается размер выбоины/просадки и сроки, в которые дефекты должны быть устранены. Например, пролом длиной от 15 см, шириной 60 см и глубиной 5 см и более необходимо ликвидировать в срок от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги. Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см. Их устранение на всех категориях дорог и группах улиц должно быть осуществлено в течение 7 суток с момента обнаружения.
Ужесточены требования к рекламным конструкциям вдоль дорог. Они должны быть полностью демонтированы на перекрестках. Обрезку зеленых насаждений для обеспечения видимости надо производить в течение 1-3 суток.
Особое внимание в ГОСТе уделено эксплуатации дорог в зимний период. Рыхлый или талый снег, зимнюю скользкость дорожники должны убрать с проезжей части в срок от 3 до 12 часов после снегопада в зависимости от категории дороги. Но очищать придется не только дороги, но и пешеходные зоны. Снежные валы у бордюров и ограждений со стороны проезжей части должны быть убраны не позже чем через 5 суток после уборки снега с проезжей части. А снег на тротуарах и пешеходных дорожках - в течение суток.
Недостатки содержания дорог могут выявлять граждане с помощью рулетки и направлять жалобы в дорожные организации. Но основная работа ляжет на инспекторов ГИБДД, проверяющих состояние дорожной сети после аварий или в рамках ежедневного контроля. Хотя общественники также готовы взять на себя часть функций.
- Мы продолжим наши рейды по контролю за состоянием проезжей части и пешеходных дорог, - уверяют в ОНФ. - Если каждый будет иметь активную жизненную позицию и своими обращениями стимулировать дорожные службы и муниципальные власти к работе по новым стандартам, то изменения наступят быстрее. Хотя я не уверен, что в этом году у служб получится работать по новому ГОСТу.
Региональные власти, напротив, считают, что вступающий в силу стандарт выполним, и АВО уже разработала ряд мер поддержки муниципалитетам, которые помогут их дорожным службам работать по новым правилам.
- Все требования выполнимы, тем более они не несут в себе чего-то революционного, - считает директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Александр Романенко. - Нужно пересматривать устоявшиеся технологии уборки. Оценивать эффективность зимнего содержания и расходы на него комплексно. Многие современные достижения хоть и требуют первоначальных затрат, окупаются быстро. Губернатор Светлана Орлова много внимания уделяет безопасности дорожного движения, снижению травматизма на тротуарах и пешеходных дорожках. Сейчас рассматривается ряд мер по пополнению парка дорожной техники в районных городах за счет областного бюджета. Так, в Гороховец уже отправился грейдер, а в Вязники к нему добавили еще и мини-погрузчик. Новые технологии приходят в каждое муниципальное образование.
Качественно убранные дороги и тротуары напрямую влияют на экономику городов. Известно, что на выплату компенсаций пострадавшим из-за падений на скользких улицах город-миллионник тратит около 80 миллионов рублей каждую зиму. В нашей области затраты меньше, но если суммировать экономические потери от заторов на дорогах, выплаченные больничные попавшим в аварию и т.д., то получается довольно круглая сумма.