- Сейчас лазеры активно используются в косметологии, с их помощью удаляют родинки, шрамы и татуировки. Но урология... Сергей Николаевич, как лазерные технологии используют в этой сфере?
- С помощью лазеров можно провести удаление аденомы простаты, дробление камней в почках и мочеточнике. В принципе, с помощью волоконных лазерных аппаратов можно проводить разные виды оперативных вмешательств, в том числе, например, резекцию стенки мочевого пузыря с опухолью. Но онкология - это все-таки «вотчина» онкологического диспансера. Здесь, в урологии, наш профессиональный интерес - это, прежде всего, аденома и мочекаменная болезнь. Эти заболевания - наш ТОП-2 по распространенности.
- Но вы и без лазеров их успешно оперировали...
- Одно дело - велосипед, совсем другое - мотоцикл. Вы на любом из них до точки назначения доедете, весь вопрос - когда. Это сравнение, может, не совсем корректное... Я хочу сказать, что использование лазера в лечении урологических патологий облегчает жизнь не врачу, а, прежде всего, пациенту.
Возьмем аденому. Если объяснять суть метода простым языком, то лазер имеет определенную частоту, которая «совпадает» с частотой аденоматозной ткани. В итоге он видит только ее и воздействует только на нее, не «замечая» здоровые ткани. Здесь нет риска врачебной ошибки. Таким лазером невозможно проткнуть мочеиспускательный канал или воздействовать на здоровую часть предстательной железы. Он на них просто не включится. При таком оперативном вмешательстве нет разрезов, это тоже плюс.
Мы и раньше использовали безразрезную методику - с помощью резектоскопа (извлечение разросшихся тканей специальной петлей). Но у этого метода есть ограничения: объем предстательной железы не должен превышать 70 мл. По этой причине безразрезным способом могли оперировать лишь порядка 40% наших пациентов, страдающих аденомой простаты. Для остальных не было вариантов, кроме открытой операции. Однако не каждый человек по состоянию здоровья подходит под полостную операцию, особенно в пожилом возрасте. А аденома - как раз возрастное заболевание. В итоге если операция противопоказана, а объем железы огромный, человек вынужден ходить с трубками в животе. Какое тут может быть качество жизни? Так вот, с лазером можно помочь даже таким пациентам. Потому что для лазера объем железы никакой роли не играет. Более того, лазерная методика лечения аденомы еще и бескровная. Лазер спаивает все сосуды.
- С мочекаменной болезнью принцип тот же?
- Да, аппарат также имеет определенную частоту и «видит» только камни, невзирая на их объем и плотность. Здесь неважна локализация камня - лазером можно добраться куда угодно. Им невозможно проткнуть стенку мочеточника - он его не видит. Но главное - лазер разрушает камни, без преувеличения, в пыль. А это значит, что человеку после такой операции будет достаточно несколько раз сходить в туалет, и от его камней даже следа не останется. То есть никаких колик. При контактном методе мы физически не можем вынуть все осколки, так что пациент потом несколько дней фактически «рожает» их через мочеточник. С лазером ничего этого нет. Реабилитация пациентов проходит достаточно легко.
- А чем плоха литотрипсия (ударно-волновая терапия)? Это тоже современный метод лечения мочекаменной болезни, и в вашем отделении его используют.
- Действительно, у нас есть КЛТ - контактный литотриптор и ДЛТ - дистанционный литотриптор. У первого, по сути, происходит механическое воздействие на камни, у второго - пьезоэлектрическое. Но контактная и дистанционная литотрипсии часто дополняют друг друга, потому что ДЛТ просто не «видит» камни в нижней трети мочеточника. У лазера таких нюансов нет.
- Сергей Николаевич, а где производят эти волшебные лазеры? В Европе?
- В Москве. Это отечественная разработка. Причем компания-производитель продает их по всему миру. Во Владимире эти два аппарата будут первыми. Думаю, загрузка у них здесь будет колоссальная.