5 сентября 2018 в 11:50

«В графе «Образование» я писал: «Завод «Точмаш»

Фото: Дмитрий Привалов
Олег Анатольевич Чернов – ветеран атомной отрасли и один из старейших сотрудников АО «ВПО «Точмаш». Практически вся его жизнь связана с «Точмашем»: 6 сентября исполнится 61 год с того дня, как он пришел на завод.

Начинающий изобретатель

- Я учился в мужской школе №9 на улице Луначарского, – рассказывает Олег Анатольевич. – Помню, как ее объединяли с третьей – женской – и сколько шума было по этому поводу. А еще помню, как в 1955 году в подвале школы установили станки для занятий на уроках труда: токарные, фрезерные. Мне всегда очень нравилось работать на них. В марте 1957 года на базе Тракторного завода, который тогда как раз закончили строить, я сдал экзамен на токаря 3-го разряда, получив удостоверение. А сразу после школы устроился учеником слесаря на предприятие – тогда из соображений секретности оно называлось Грамзавод, или почтовый ящик №50. На этом же заводе – теперь это «Точмаш» – работал мой отец. Он создал здесь мощную центральную заводскую лабораторию отраслевого значения. Он и умер по дороге на работу, отдав ей 40 лет своей жизни...

На новом месте Олег Чернов первым делом получил болванку и поручение сделать из нее молоток – в те времена так учили всех будущих слесарей. Больше двух месяцев он обрабатывал ее драчовым напильником, приобретя мозоли и навык держать напильником плоскость: руки до сих пор помнят науку.

Затем по комсомольской путевке от завода Олег Анатольевич работал на многих городских стройках: участвовал в возведении зданий универмага у Золотых ворот, ВЗПО «Техника», ВНИИСС.

- Этому предшествовало то, что мой брат Виктор Анатольевич Чернов в 1958 году вернулся из армии и сразу был выбран в заводской комитет комсомола, – продолжает рассказ Олег Анатольевич. – Это была его идея – пойти работать на стройку. Он говорил: «Когда станем старыми хрычами, нам будет о чем вспомнить». Я пошел, а он остался. Но сейчас действительно есть о чем вспоминать».

Кстати, Олег Чернов посчитал: их общий семейный – с отцом, матерью, братом, женой и сыном – стаж работы на «Точмаше» - более 250 лет!

Счастливые обстоятельства

- Долгое время у меня не было образования, – улыбается Олег Анатольевич. – Так что в соответствующей графе в разных анкетах я писал: «Завод «Точмаш». Что в общем-то было правдой...

В 60-х он начал учиться на вечернем отделении в Авиамеханическом техникуме, но после 4-го курса его забрали в армию. Там Олег Чернов окончил школу младших авиационных специалистов по специальности «Механика вооружения истребительной авиации», а службу закончил в Челябинском высшем военном училище штурманов. Вернувшись во Владимир, вновь пошел и в техникум, и на завод: работать и учиться одновременно.

- Я работал слесарем-инструментальщиком в цехе № 6, а потом в центрифужном цехе № 14, – вспоминает Олег Анатольевич. – Но когда я наконец закончил учиться на инженера, Ефимов, наш начальник отдела кадров, вызвал меня и сказал, что цех № 5 получил новое специзделие, которое необходимо осваивать, и потому я там нужен. Хватило меня, правда, всего на три недели. Обстановка в цехе очень отличалась от того, к чему я привык. И я попросился обратно в центрифужный. Тогда это было не так просто сделать, но мне повезло: из одного цеха меня отпустили, а из другого как раз уволились два инженера, и образовалась вакансия.

Олег Анатольевич рассказывает, каким был завод, когда он только устроился на работу. Периметр – раза в три меньше, чем сейчас, а вокруг – длинный забор со сторожевыми вышками и вооруженной охраной. Через 2 метра – еще одно ограждение с колючей проволокой. Между этими заборами бегали сторожевые собаки. На входе стояли пропускные кабинки, тогда еще отдельно мужские и женские. Всех проходящих обыскивали. Из-за этого в начале рабочей смены на завод стояли очереди… Много людей работало на заводе: толпы, которые с утра шли на смену, заполняли не только тротуары, но и проезжую часть – благо, машин тогда почти не было.

Лучшие годы

Олег Анатольевич вспоминает золотые годы «Точмаша» и 14-й цех в 60-70-х годах: 400 человек работали в 3 смены, создавая газовые центрифуги. Начальник цеха Сергей Васильевич Тихомолов организовал идеальную атмосферу на производстве, а коллектив сделал дружным и сплоченным, чтобы каждый получал удовольствие от своего дела и мог работать с большей отдачей.

Именно там Олег Анатольевич получил 19 авторских свидетельств на изобретения и внес несколько сотен рационализаторских предложений, при этом все предложения он лично осуществил в «металле». Многие образцы проработали более 30 лет.

- Тогда были другие времена, – рассуждает он. – Каждый был уверен в том, что будет завтра и послезавтра, через неделю и через год. Люди могли планировать свою жизнь, а это очень важно. Это дает спокойствие и уверенность. Моей главной задачей на этот период было создание безопасных условий труда, что тогда называлось эргономикой рабочего места. Ну и, конечно, пока мы были уверены в своей работе, ее нужности, мы радели за дело. Это были счастливые времена. Нам все время удавалось повышать качество в самых ответственных точках конструкции центрифуги. Но при этом мы знали, что при необходимости всегда можем обратиться за советом и помощью на любое другое предприятие атомной отрасли, а они так же могут обратиться к нам, и мы сделаем для них все, что в наших силах...

Олег Анатольевич даже после достижения пенсионного возраста продолжает работать и до сих пор продолжает изобретать. Одно из последних его предложений позволило предприятию сэкономить около 6 миллионов рублей в год. А недавно он разработал технологический процесс, который значительно увеличит производительность труда с повышением качества производства.

В прошлом году в рамках юбилея газоцентрифужной технологии он написал очерк об истоках производства «О создании промышленной газовой центрифуги, или Каким образом «трубка Пито» прекратила гонку ядерных вооружений». Его работу издали при поддержке АО «ТВЭЛ» и АО «ВПО «Точмаш».

- Имя Сергеева, конструктора промышленной газовой центрифуги, оказалось незаслуженно забытым. Благодаря моей книге справедливость восторжествовала, – говорит Чернов. – Эту работу я считаю важнейшим делом своей жизни...

Олег Анатольевич пишет новое эссе, «Взгляд на прошлое». Оно о заводе, на котором прошла вся его жизнь, и удивительных людях, с которыми довелось работать.

- Это будет рассказ о градообразующем предприятии, – объясняет он. – Это не только налоги, рабочие места и инфраструктура. Это еще и коллектив, традиции, взаимовыручка. Это культура, которая возникает внутри предприятия, а потом становится частью жизни города – ведь, как я подсчитал, примерно каждый десятый владимирец прошел через проходные «Точмаша»...

К концентрации производства и переносу части точмашевского оборудования в Ковров Чернов относится с осторожностью. Процесс непростой не только с точки зрения перемещения оборудования, но и отношения к людям, отдавшим этому заводу большую часть своей жизни.

- Люди – наша главная ценность. Им будет сложно адаптироваться в новых условиях, потому что коллективы ПАО «КМЗ» и АО «ВПО «Точмаш» имеют свои традиции, производственную культуру и историю. Но сделать это сегодня нужно, – говорит Олег Анатольевич. – Мы живем в жесточайшем мире конкуренции, и «Росатому» просто необходимо сохранить свое технологическое лидерство. Руководству нужно приложить максимум усилий, чтобы создать комфортные рабочие места и обеспечить людей всеми социальными гарантиями, которые им обещали после реализации проекта концентрации.

Надеюсь, что проект позволит сохранить промышленный потенциал двух площадок и не потерять АО «ВПО «Точмаш», который был основан в далеком 1933 году на месте бывшей бумаготкацкой фабрики Белова. Важно, чтобы эти два легендарных предприятия стали высокоэффективными, динамично развивались и выпускали высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
вчера в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…