- Юлия, у всех ваших кукол и мишек - ярко-характерные лица и мордочки. Вы заранее продумываете, какой будет игрушка?
- Я не продумываю – образ каждый раз сам внезапно рождается. Так заболеваю идеей, что ночами спать не могу: образ все время мельтешит перед глазами. И вот я хожу и думаю, как сделать взгляд, костюм, волосы, лицо... Но это хорошее волнение! Игрушка, которая «цепляет», получается только так. Можно сделать все по правилам, но работа будет обычной, если мастер не любил ее и не горел ею.
- Как вы пришли к творчеству?
- Несколько лет назад мы с мужем гуляли по центру и заглянули в салон авторской куклы «Шахматная королева» Татьяны Чугуновой-Рюминой. Маленькие живые человечки в витрине потрясли меня до глубины души. Я просто оторваться от них не могла. Именно тогда мне захотелось попробовать делать кукол самой. И я попробовала. Первая моя кукла сначала показалось мне абсолютным шедевром, но сейчас я ее уже никому не показываю. Кстати, вторую тоже.
- Учились создавать кукол и мишек у мастеров или методом «тыка»?
- Конечно, я слежу за тенденциями и стараюсь все время учиться. У той же Татьяны Чугуновой-Рюминой посещала мастер-класс. К мастерице Светлане Шилимовой ходила на курсы - она замечательный «мишкодел». Езжу в Москву, когда там проходит международный Салон кукол на Тишинке. Там уже все это возведено в уровень искусства, так что я вижу, к чему стремиться.
- Много времени нужно на создание одной авторской куклы?
- Если забросить работу и семью, то месяц-полтора. Но забрасывать нельзя, поэтому на любимое дело остается всего несколько часов в неделю. Это преступно мало.
- Некоторые ваши мишки сшиты из… Что это? Бархат?
- Это старинный плюш. Я его где-то «наколядовала», сейчас не вспомню, где именно. Всегда спрашиваю у знакомых, есть ли у них что-нибудь этакое. Людям такие ткани некуда девать, а отдать, поменять или продать многие готовы. Так что когда мне в руки попадает такой материал, я начинаю экспериментировать. Например, плюш, из которого сшит мишка Пионер, изначально был бордовым. Я его отбелила, а потом покрасила - как пасхальные яйца, луковой шелухой. В квартире стоял страшный запах хлорки, так что муж и сын вынуждены были ретироваться из дома, пока я закончу. Но они меня все равно поддерживают, мои героические мужчины.
Достаточно сказать, что у нас маленький шкафчик для нашей одежды, а все остальное пространство занято запасами для кукол. Куклам всегда нечего надеть, так что я постоянно ношусь по магазинам и что-то ищу «Нет ли у вас кусочка вот такого серо-бурмалинового цвета?» Бисер, фурнитура, ленточки... Цветной песок для подставок... Кожа для мишкиных носов и кукольных туфель... Ревуны для медведей... Материал для лепки лиц, рук и ног. Гора красок – масляных, акриловых, сухой пастели… В общем, кукольное царство, а не квартира. Но отдельная мастерская – это пока только мечта.
- Начали с кукол, а как пришли к мишкам?
- В один прекрасный момент немного подустала от композиции (а куклы – это всегда сложная композиция) и захотела просто взять в руки ткань и шить-шить-шить… Я на мишках отдыхаю. Их тоже непросто создавать – масса нюансов. Если их не учесть, мишка не получится живым и трогательным. Но, по сравнению с куклами, мишки даются гораздо легче.
- Не жаль передавать в другие руки то, что создавали с любовью?
- Не жаль. Наоборот - приятно, когда людей трогает мое творчество, и они хотят, чтобы мои игрушки остались с ними. А я сделаю еще. Я все равно создавать их никогда не перестану.
ДОСЬЕ «ВВ»
Юлия Акимова по профессии закройщик-конструктор в автоателье «Декор-Авто». По призванию – мастер авторской куклы. Дизайнерскими декоративными игрушками занимается больше четырех лет. Лауреат конкурса мастеров «Реки-Руки-2017». Одна из кукол Акимовой недавно уехала в Америку – будущая хозяйка увидела ее на интернет-площадке «Ярмарка мастеров» и буквально влюбилась в созданный художницей образ.