12 сентября 2018 в 12:14

Кто перевозит деньги?

Фото: из архива редакции
Оборот наличных денег неуклонно сокращается в большинстве развитых и развивающихся стран мира. Россия - не исключение. Если в 2011 году 90% розничных покупок наши люди оплачивали «живыми» деньгами, то в 2017-м эта доля сократилась до 61%. При этом есть регионы, где безнал уже составляет 44-52%.

Карты наступают, но «кэш» не сдается

Некоторые эксперты уверены, что быстрый рост безналичных расчетов в итоге приведет к полной отмене «кэша» (наличности) и, соответственно, исчезновению ряда секторов финансового рынка. Например, услуг по хранению и перевозке наличности. Однако сами игроки этого рынка чувствуют себя более чем уверенно и, наоборот, расширяют зону влияния. Например, в августе во Владимире открылся операционный офис одной из крупнейших компаний России, специализирующихся на хранении и перевозке денег и ценностей. Выходит, в регионе-33 есть что хранить и перевозить.

- Рост безналичных платежей действительно значителен, но при этом снижения объемов перевозимой наличности не наблюдается. За последние 6 лет ее общий объем составляет порядка 30 трлн рублей, - говорит Наталья Шишкина, управляющая Владимирским операционным офисом компании «ИНКАХРАН» - Сильных скачков за все эти годы не было — при всем росте «цифры». Я думаю, нужно учитывать консерватизм большой прослойки населения, его доверие именно к наличным деньгам. Эта тенденция не изменится ни сегодня, ни завтра.

В России сейчас на рынке перевозки наличности с общей долей в 90% работают четыре крупных игрока, три из них - компании с госучастием. Остальные - это в основном банки с собственными службами инкассации, поясняет эксперт. Однако даже банки все чаще предпочитают передавать инкассаторские услуги на аутсорсинг - это дешевле.

Впрочем, дешевизна не должна быть главным критерием выбора перевозчика, уверены специалисты, поскольку самые низкие тарифы у так называемых «серых» и «черных» инкассаторов. Чаще всего это чоповцы с лицензиями, которые сопровождают людей с деньгами. Но есть и просто невооруженные курьеры, которые фактически «на авось» передвигаются с ценным грузом на машинах без спецраскраски.

Шишкина говорит, что услуги «серых» и «черных» инкассаторов несут большие риски:

- Такие компании не лицензируются, не регулируются, у них нет страхования перевозки, не говоря уже о кассовом центре или расчетно-кассовом обслуживании.

Это значит: если машину ограбят, вернуть свои деньги будет крайне проблематично.

По мнению президента - председателя правления объединения РОСИНКАС Олега Крылова, которое он озвучил ресурсу www.dp.ru, «серые» и «черные» инкассаторы особенно популярны у части бизнесменов, которые не только экономят, но и не хотят светить оборотку.

Все свое везу с собой

Частный рынок страхуемой перевозки денег в нашей стране стал формироваться в так называемые «лихие девяностые». Этот бизнес тогда был очень опасным, но зато перспективным ввиду почти полного отсутствия официальной (не теневой) конкуренции. Тогда же Минюст принял положение, утвердившее правила совершения банковских операций, касающихся организации кассовой работы и инкассации.

- Сейчас уже сложно поднять данные о количестве игроков в то время и их правовом статусе, - говорит Наталья Шишкина. - Но вспоминается профессиональный анекдот: «Как же вы живете на такие деньги?» — спрашивали у жены инкассатора, имея в виду низкую зарплату. «По вечерам машину мужа подметаю… Нам хватает», — отвечала та. С тех пор, конечно, все кардинально изменилось.

У легальных компаний сейчас даже свой профессиональный альянс есть - Ассоциация организаций в сфере наличного денежного обращения, инкассации и перевозки ценностей (АНДО). Шишкина называет Ассоциацию «местом коммуникаций ведущих управленцев отрасли наличного денежного обращения», а ее основной задачей — диалог с регулятором. Всего в АНДО более 140 участников. Но расширить взаимодействие членов Ассоциации до уровня, например, авиационного Sky Team, в рамках которого пассажиров одной авиакомпании может «подбросить» другая компания-партнер, не получится: с деньгами этот номер не пройдет.

- У нас приехать обязан именно тот партнер, который зафиксирован в договоре, - говорит Шишкина. - Сфера инкассаторских услуг лицензируется и контролируется Центробанком, поэтому все операции регламентированы. Тут дело не в инкассации как таковой, а в юридических взаимоотношениях сторон. Как у агрегаторов такси - это вопрос безопасности, ответственности и регулируемости. Хотя некоторые игроки кооперируются. Это позволяет им в рамках договорных отношений оказывать услуги и друг другу, и клиентам на основании трехсторонних соглашений.

Маржа невелика

Наталья Шишкина говорит, что «бизнес инкассации высокозатратный, при этом низкомаржинальный из-за конкуренции и вызванных ею низких тарифов». При этом все серьезные компании практикуют скидки «в зависимости от клиентов».

Затратно ли сейчас войти в этот рынок? Безусловно. Во-первых, надо купить лицензию у Банка России. Госпошлина за нее - это 0,1% от заявленного уставного капитала, но не более 500 тысяч рублей. А минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - 90 млн рублей. Во-вторых, потребуются затраты на сам расчетно-кассовый центр, его оборудование, помещение, которое должно соответствовать требованиям, специальный автопарк из бронемашин, обучение и зарплату экипажей (каждый по три человека)... Кстати, во Владимирской области инкассаторы в среднем зарабатывают по 32 тысячи рублей в месяц.

- Это затратный бизнес. Выгодным он становится только при достижении определенных объемов. Именно поэтому в последние годы наблюдается явная тенденция к отказу банков от собственных служб инкассации в пользу услуг специализированных компаний, - говорит эксперт.

От страховки до «спецконтейнеров»

Что касается безопасности ценных грузов, то в этом главная прелесть специализированных компаний с лицензиями - все, что везут, они стопроцентно страхуют. А при поддержке регулятора даже, можно сказать, перестраховываются. По словам эксперта, как раз сейчас активно тестируется проект так называемых «спецконтейнеров» с защитой от взлома. Если их целостность нарушить, все банкноты внутри окрашиваются несмываемой краской. Таким образом, нападение на бронеавтомобиль теряет смысл в принципе.

Экспансия крупнейших игроков рынка перевозки наличности в регионы сейчас в самом разгаре. Один только ИНКАХРАН, у которого 2,5 тысячи сотрудников в штате и больше 500 броневиков в автопарке, до конца года собрался открыть еще семь филиалов и довести число регионов присутствия до 32.

Попадание конкретно Владимирской области в зону интересов компании там объясняют нашим динамичным развитием:

- Достаточно посмотреть на показатели ВРП, инвестиций, кредитования бизнеса, - поясняет Наталья Шишкина. - Все это, безусловно означает хороший товарооборот, потребление, расчеты как безналичными платежами, так и наличными деньгами. Область демонстрирует хорошую динамику роста по торговым площадям: только в 2017-м появилось более 150 новых торговых точек, включая общепит. При этом Владимирская область растет не с чистого листа – обеспеченность торговыми площадями и так превышает среднероссийские показатели. Решая, заходить ли в регион, мы всегда ориентируемся на комплекс показателей (от товарооборота до социалки). Но это такой взгляд «извне». К нему мы всегда добавляем экспертизу непосредственно в регионе. Так вот, Владимирская область по всем параметрам выглядит очень перспективно.

Заголовок в газете: Непобедимый нал
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
8 минут назад Добровольцы Владимирской области отправились в зону СВО
Торжественные проводы прошли во Владимире у пункта набора добровольцев. Сначала бойцы пройдут подготовку в учебных частях российского оборонного ведомства. Пресс-служба правительства Владимирской области сообщает подробн…
36 минут назад Владимирский кукольный театр отмечает юбилей: 55 лет!
История областного театра кукол — это история развития детского театрального искусства во Владимирской области. 55 лет театр погружает юных зрителей в волшебный мир народных сказок, фольклора, классической литературы. За…