Народные традиции складывались веками на основе опыта, способствовавшего выживанию общины. В них – мудрость многих поколений предков. Взять, например, досуг. Как его проводили? Молодые люди собирались в доме одинокого пожилого человека. Приносили всякой снеди – накрывали стол вскладчину. Занимались рукоделием – иначе их просто не отпустила бы семья на бесполезные посиделки. Общение юношей и девушек происходило под присмотром умудренного жизнью хозяина. А потом наступало время для танцев, тоже традиционных и наполненных глубоким смыслом. В этих танцах представители молодого поколения примеряли на себя социальные роли. Мужчины учились быть лидерами, женщины – следовать за мужчиной. Назывались эти праздники вечорами.
Сейчас Олеся Циглова проводит вечоры в качестве мастер-классов с элементами психотренинга. Говорит, что в хороводах люди бессознательно принимают хорошо забытые правила поведения в обществе и «выправляются». Например, застенчивый человек приобретает уверенность, потому что на вечорах у каждого есть своя роль. Там нет разделения на артистов и публику, все – участники, все вовлечены. А осознание собственной полезности – лучшее средство повышения самооценки. Подростки на вечорах проходят школу межличностных отношений.
Сегодня, увы, мало кто знает слова народных песен от начала до конца. А между тем «Во саду ли в огороде» учит искусству контрманипуляции. По сюжету, юноша предлагает девушке подарки. А та их отвергает, проверяя серьезность намерений молодца. «Если хочешь, - говорит, - подари золотое колечко – золото это колечко я прижму к сердечку». Раньше после обручения и до свадьбы невеста носила кольцо на груди, вместе с крестиком.
- За шесть минут исполнения песни и танца человек проработает личные проблемы лучше, чем на классической психологической консультации, - утверждает Олеся Циглова.
Для того чтобы воспроизводить народные игры, танцы и песни с максимальной точностью, Олеся обращается к научным исследованиям, материалам этнографических экспедиций и архивам. Из всего многообразия практик выбираются именно бытовавшие во Владимирской губернии 100-200 лет тому назад.
Истинная народная культура, как считает Циглова, имеет мало общего с ее популярным сценическим вариантом, где много абсурдного (например, маленькие девочки - в костюмах замужних женщин). То, что происходит на вечорах – не столь нарядно, красочно и громко, зато пронизано глубоким смыслом.
Все больше людей собираются вместе, чтобы проводить досуг так, как это делали наши предки. Сформировался коллектив единомышленников, по сути - клуб по интересам, который так и называется «Владимирская вечора». А институт повышения квалификации работников образования пригласил Олесю к сотрудничеству. Теперь она передает свой опыт школьным педагогам и помогает им по-новому взглянуть на традиционную русскую культуру.
Вечорки на Соборке
С середины лета каждое воскресенье при поддержке департамента культуры АВО «Владимирская вечора» устраивает открытые «Вечорки на Соборке».
К действу может присоединиться любой желающий. И прохожие с удовольствием это делают, а многие потом вливаются в коллектив. Интерес проявляют как представители старшего поколения, так и молодежь. Среди участников коллектива есть и люди с ограниченными возможностями здоровья. Но в танце разницы между ними нет. Да и зрителей собираются сотни.
Хороводы перед Успенским собором, можно сказать, уже стали туристическим аттракционом, на который, как будто специально, привозят гостей из Китая целыми автобусами. Туристы все подробно фотографируют и с удовольствием сами участвуют во «флешмобе». Народная культура сметает языковые барьеры…