27 сентября 2018 в 13:39

«Гусар» вышел на новый уровень

Фото: Владимир Чучадеев
В конце сентября один из флагманов региональной промышленности Гусевский арматурный завод «Гусар» подписал контракт с ПАО «Газпром» на поставку в 2019 году оборудования для бурения на шельфе. Это небывалый успех не только владимирского, но и российского машиностроения: до сих пор такое оборудование закупалось исключительно за рубежом.

Генеральный директор и основатель завода Александр Березкин контракт своего предприятия на поставку такого сложного технологического оборудования называет «качественным «прорывом» для всей страны, который состоялся при активном участии губернатора Светланы Юрьевны Орловой». Речь идет о самых передовых в мире системах придонных подвесок - Mudline (Mudline System), предназначенных для строительства поисково-оценочной скважины на шельфе Карского моря, и оказании сервисных услуг для разведочного бурения.

Построенный с нуля шестнадцать лет назад «Гусар» шел к этому несколько лет, последовательно занимаясь развитием и импортозамещением и зарабатывая безупречную репутацию. В итоге лидерства на отечественном рынке задвижек, шаровых кранов и клапанов для нефтегазовой, химической, атомной отраслей Александру Березкину оказалось недостаточно — и в 2015 году «Гусар» в рамках программы по снижению импортозависимости России подписал лицензионное соглашение с шотландской компанией Plexus plc, дающее гусевскому производителю право на локализацию у себя производства системы придонных подвесок Mudline в паре с моноблочной буровой колонной головкой.

- Александр Александрович, почему для организации производства системы придонных подвесок на заводе в Гусь-Хрустальном понадобился такой затратный путь, как покупка акций компании Plexus plc? И зачем вообще нужен этот альянс с шотландцами?

- Так мы получили доступ к передовым зарубежным технологиям и право на совместное с шотландцами производство уникального оборудования. До сих пор в России не было таких технологий, не было опыта создания такой продукции и, самое главное, не было специалистов нужного уровня. Но если ты хочешь что-то делать хорошо, сначала научись этому у специалистов. Или, как в нашем случае, организуй совместную с ними «бригаду» - тогда еще быстрее научишься. Можно, конечно, все в одиночку изобретать с нуля, но это займет годы. Зачем их терять? Придонная подвеска — это важная часть подводного добычного комплекса (ПДК). Эти ПДК сейчас производят только четыре компании в мире: три американские и одна норвежская. А мы - нефте- и газодобывающая страна, поэтому России давно нужны свои ПДК, особенно в свете введенных санкций. Хватит покупать американское! Мы уже сделали основной задел по освоению производства колонных головок для подводного бурения. Занимаемся сейчас и другим оборудованием для комплектации ПДК. Ведем переговоры с «Газпромом», чтобы они подключились, потому что тема очень серьезная и нам в одиночку ее не поднять. Тем более «Газпром» фактически возглавляет работу по созданию отечественных ПДК и привлекает нас в качестве субподрядчика по изготовлению основных элементов.

- Но все это сложно и затратно. «Гусар» и так прекрасно себя чувствовал, занимаясь производством качественных клапанов и задвижек.

- Мы действительно могли спокойно производить нашу основную номенклатуру, не ввязываясь в такой сложный и затратный проект, как освоение отечественных ПДК. Но мы - Центр импортозамещения Владимирской области по продукции для нефтяной и газовой промышленности. Более того, мы еще в 2009 году вошли в правительственный перечень предприятий, которые определены для импортозамещения. Надо соответствовать. Если совсем серьезно, то я искренне считаю: тот день, когда руководитель завода (любого) решит, что он может остановить развитие и просто жить на готовые наработки, можно считать началом конца этого предприятия. Останавливаться на достигнутом в промышленности нельзя! За несколько лет мы очень много сделали по программе импортозамещения, за счет чего практически шел весь рост объемов. В 2015-2016 годах мы были перегружены заказами — настолько, что не оставалось ни ресурсов, ни людей, ни свободного оборудования для разработки и освоения новых видов продукции. А в 2017 году объемы упали по объективным причинам: когда наш основной (на 70%) заказчик «Транснефть» сократил свою инвестиционную программу, что сказалось на объемах закупок в том числе нашей продукции. Но затишье — это не катастрофа, а время для подготовки к новому рывку, так мы на это смотрим в «Гусаре». Как раз в это время мы начали прорабатывать возможности выхода на новые для себя рынки. В том числе — производства оборудования для подводного бурения.

- Если поставка двух первых систем придонных подвесок в 2019 году пройдет успешно, контракт продлят?

- Контракт предусматривает дальнейшую пролонгацию. Так что придонные подвески - это очень перспективная история, потому что общий объем разведочного бурения РФ оценивается в 75-80 скважин до 2026 года. Кстати, с использованием нашего оборудования «Газпром» сэкономит порядка 600 млн долларов.

- Но ведь потенциально покупателем может быть не только «Газпром»?

- Конечно. Использовать это оборудование можно при разведке и добыче не только газа, но и нефти. Так что нефтяные компании тоже уже проявляют свой интерес. А лицензия на его поставку в России и странах и СНГ есть только у нас.

- Тем не менее продавать простые задвижки или системы придонных подвесок — это две большие разницы. На дорогой товар покупателей априори меньше.

- Мы это прекрасно понимаем и занимаемся не только спецпроектами госкорпораций. Есть серийная продукция, а есть уникальная. Между продажами уникальной всегда должен быть поток продукции, которая пользуется спросом каждый день. Мы должны обеспечить заказами две смены, чтобы люди вовремя получали зарплату, которая у нас, кстати, вся белая — в среднем 43-44 тысячи рублей. Затем мы уделяем равное внимание качеству всей нашей продукции. За эти два года освоили сотни новых видов серийной продукции — шаровые краны, игрекообразные клапаны, фонтанная арматура, так называемые «елки» - задвижки на 350 атмосфер... Освоили шаровый кран на метанол. На аммиак. Даже на серную кислоту есть задвижка. Выпускаем продукцию с параметрами экстремально высокого давления. Прорабатываем возможность делать изделия для ледоколов. Не зря открыли свое литейное производство, что позволило нам резко поднять качество заготовок для производства трубопроводной арматуры. Брака практически нет. Минимальный процент, но и он отсекается еще на контроле в «литейке» и в производство не попадает. А это значит увеличение выхода конечной продукции, рост производительности труда и снижение затрат. Фактически мы можем по заказу делать отливки абсолютно из любой стали с параметрами высочайшей точности. На 2019 год надеемся набрать заказов больше, чем в этом году.

- Александр Александрович, «Гусар» за 16 лет заслуженно сумел стать уважаемым брендом. Насколько дорого это обошлось в плане инвестиций?

- Только за последние шесть лет мы инвестировали в предприятие около 6 млрд рублей. Все за счет кредитов банков и направления на развитие прибыли и собственных средств. Ни копейки бюджетных денег за все годы существования «Гусара» мы не получили. Зато сейчас технологически «упакованы» от и до. Другой вопрос, что сроки окупаемости будут зависеть от заказов. И здесь нам, конечно, хотелось бы содействия и поддержки новой администрации Владимирской области. Машиностроение — это основа промышленности, а лучший способ поддержки крупных производителей — заказы от госкомпаний. Чтобы мы могли регулярно перечислять налоги в бюджет. Создавать рабочие места. Загружать местный малый и средний бизнес. Кстати, «Гусар» ежегодно на закупку товаров и услуг у владимирского МСБ тратит от 800 млн до 1 млрд рублей. Упадем мы — упадут и они. Сработает эффект домино. Это эффект кооперации любого крупного предприятия с мелкими производителями: процветает флагман — развивается и работающий с ним МСБ. В этой связи я очень надеюсь, что при избранном губернаторе Владимире Сипягине будут продолжены все программы по импортозамещению, локализации, кооперации, продвижению региональной промышленности, которые были начаты администрацией Светланы Орловой. Это правильный путь - консолидировать все здоровые силы на создание новых рабочих мест и загрузку своих производителей заказами. Тогда регион будет уверенно развиваться. И я от души желаю избранному губернатору и его команде удачи в этом вопросе. А мы как работали, так и будем работать на экономику региона.

- У «Гусара» отличная конкурентная продукция. В чем сложности, что необходимо содействие власти?

- В нездоровой конкуренции с китайскими аналогами и в пробелах в нашем законодательстве, позволяющих отечественным фирмам закупать дешевую арматуру в Поднебесной, привозить ее в Россию, здесь клеить на нее свои этикетки и выходить на тендеры с демпинговой ценой. Нюанс в том, что высококачественная арматура в Китае даже дороже нашей. Поэтому везут в Россию не ее. Но одно дело, когда на рынок попадает некачественный ширпотреб — его можно выбросить и забыть, и совсем другое, когда плохая арматура попадает на объекты, которые работают под огромным давлением. Это вопрос безопасности людей, которые работают на этих объектах. А на безопасности экономить нельзя.

- Выход — пошлины на китайскую арматуру?

- Выход в принятии технических регламентов. Проводить эту продукцию через технический аудит и отсечь то, что не соответствует требованиям. Хотите ввезти — отлично, но везите качественное. Кстати, российские предприятия уже могут обеспечить на 100% потребности всех отраслей экономики и народного хозяйства в качественной арматуре. Надо отдать должное — наш партнер «Транснефть» сегодня закупает только 3% импортной продукции. Фактически именно эта компания своими заказами вырастила «Гусар». Так что вот он — прекрасный пример поддержки производителя крупной компанией.

Поздравление

Уважаемые коллеги!

От лица всего коллектива завода «Гусар» поздравляю вас с нашим профессиональным праздником — Днем машиностроителя.

Это выстраданный праздник: машиностроение в нашей стране не раз переживало тяжелые времена, хотя всегда было, есть и будет основой любой промышленности. Я уважаю каждого из вас — людей, которые работают с «железом» и создают продукцию, без которой не может обойтись ни одна отрасль экономики и народного хозяйства. Желаю вам счастья, добра, реализации всех ваших планов и процветания нашему общему Делу всей жизни — машиностроению.

Александр Березкин,

генеральный директор Гусевского арматурного завода «Гусар»,

«Почётный гражданин Владимирской области», «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:29 В 2024 году владимирские спасатели вызволили из огня 161 человека
Об этом сообщил 26 декабря на своей пресс-конференции начальник ГУ МЧС России по Владимирской области Алексей Купин. На ней были подведены итоги работы ведомства, а также состоялось награждение журналистов за освещение д…
вчера в 18:15 Водитель из Владимира отправлен в колонию на 7 лет за насмерть сбитого пешехода
ДТП произошло в мае 2024 года. на "пекинке" в районе улицы Растопчина. Престарелая женщина переходила федеральную трассу вместе с дочерью по нерегулируемому пешеходному переходу. Притормозили все, кроме 40-летнего автолю…