- Николай Васильевич, коллективов народного творчества много, но «Русь» - одна. Ансамбль - такой же символ Владимирской области, как Золотые ворота или Успенский собор. Как этого можно добиться?
- Универсального рецепта нет. Да, наш коллектив – визитная карточка Владимирской области. Иначе и не может быть. В регионе много замечательных, самобытных коллективов, к творчеству которых я отношусь с большим уважением, но «Русь» звучит по-особому. Профессионально, всегда актуально и искренне. Это звучание получилось еще под началом Михаила Николаевича Фирсова. Мы многое вместе сделали. Именно благодаря его требовательности, великолепному творческому чутью и опыту «Русь» стала особенным коллективом со своим характерным звучанием.
С приходом Фирсова стали использоваться редкие или нетрадиционные инструменты: всевозможные рожки, свирели, окарины… В итоге сейчас у ансамбля оригинальное творческое лицо, а это достойно выглядит на любом уровне и трогает сердца людей.
Большая часть нашего репертуара – это песни, которые исполняют практически все коллективы в нашем жанре. Но мы всегда по-своему интерпретируем народный русский фольклор. При этом оставаясь в классическом направлении народного искусства. Не стремимся в волну современной ритмики - потому что русскому народу присущи музыкальность, лиризм и душевность. Они непременно должны оставаться в нашей музыке.
В современной ритмике много драйва, но душевности нет. Позаниматься спортом под нее можно, а достичь катарсиса нельзя. Настоящая народная музыка, которая задевает в душах все струнки, - совсем другое дело.
То же самое и с хореографией... Мы стараемся, чтобы наши танцы были узнаваемы, уникальны и интересны.
- Как, работая в жанре фольклора, не скатиться в лубок?
- Профессионалы – если они профессионалы – в лубок никогда не скатятся.
Возьмем наших артистов. У них сверхсложная задача: и петь, и танцевать в одном лице. И делать это ярко, живо, на разрыв…
«Русь» - это талантливый слаженный коллектив, каждый участник которого любит свою профессию, любит этот жанр. Такое изначально было очень сложно создать, подобрать под эту идею кадры. Потому что нам нужны универсалы, а учебные заведения подготавливают ребят в рамках одной специальности. Что касается наших музыкантов, то они могут сыграть буквально на чем угодно: гусли, балалайки, домры, свистульки, окарины, жалейки – всего и не перечислишь. У нас остаются люди, для кого главное – не деньги, потому что зарплаты, к сожалению, очень низкие. Я бы хотел надеяться на то, что власти решат эту проблему, чтобы мы не теряли людей.
- Зарплаты низкие, несмотря на востребованность «Руси», без которой не обходится ни один праздник, ни один форум, ни одна презентация Владимирской области?
- Да, несмотря на это. Увы. Но представлять свою область, свою страну в том числе за границей – это в любом случае приятно и почетно. Особенно радует, что русское народное искусство очень востребовано в мире. Во многих странах Западной Европы профессиональных народных коллективов уже не существует, хотя и там люди стараются удержать, сохранить свое наследие. Особенно баски, баварцы… Но в профессиональном формате Европе в целом этого не хватает.
- Кто живее реагирует на выступления «Руси» во время гастролей: наши экспаты или европейцы?
- И те, и другие. На Рождество у нас ежегодно приходят приглашения выступать на фестивалях в Австрии, Германии. Залы там большие, а реакция неизменна: люди аплодируют и вызывают на бис.
- Николай Васильевич, но в жанре народного творчества вероятна проблема: этот ресурс в плане материала исчерпаем. Все уже по сто раз спето и станцовано...
- Во-первых, как я уже сказал, спеть и станцевать все что угодно можно по-разному. «Русь» это всегда делает по-своему. Например, наша кадриль – это только наша кадриль. Во-вторых, ресурс, о котором вы говорите, на самом деле неисчерпаем. Вы не представляете себе, сколько записей в архивах, у нас в библиотеках или в Москве, в консерваториях, в институте имени Гнесиных.
Так что репертуар мы постоянно обновляем. Есть песни, которые знает абсолютно каждый русский человек. А есть редкие, подзабытые, которые сохранились в архивах. Это тоже великие мелодии, которые можно в отдельных мелочах, в деталях заставить звучать совершенно по-другому.
Собственно, так это с успехом делают японские или китайские коллективы, которые перепевают наши популярнейшие песни, «Катюшу», например, или «Эх, ухнем», которые у них очень популярны. У них они звучат по-особенному – и в этом всегда есть свое обаяние.
- А как перед чемпионатом мира-2018 исландцы спели «Калинку»!..
- Великолепно спели. Кстати, тогда было записано много разных видео, где иностранцы перепевают русские песни. Исландцы, мексиканцы… На Ютубе их до сих пор можно найти. Это здорово, как живо и ярко прозвучали наши песни, исполненные с национальным колоритом других народов. Я думаю, людям в любой стране мира приятно, когда с таким уважением подходят к ее культурному достоянию. Поэтому на гастролях за рубежом мы, например, часто исполняем в том числе и известные национальные песни той страны, где мы выступаем. По-моему, это сближает людей. Когда все сделано от души, не несет никакой милитаристической темы. А только добрые помыслы и традиции.
- Почему для донесения до людей добрых помыслов и традиций важна именно музыка?
- Музыка оказывает самое сильное эмоциональное воздействие, потому что с ее помощью можно выразить абсолютно все чувства. Даже те, для которых слов не придумано. Именно поэтому большинство людей любят разную музыку, не привязываясь к жанру. Потому что люди – это сложные натуры, они испытывают разные чувства. Классика, рок или народная музыка – любой жанр прекрасен. Вот только даже лучшая классика, с моей точки зрения, навеяна народной музыкой. И это хорошо, потому что ничего лучше и искреннее создать невозможно. Это наследие собиралось веками – и осталось только то, что полюбилось.
Конечно, пути народного творчества не проследить. Например, если раньше мужчины уходили из деревень и служили по 25 лет в армии, они наверняка при возвращении в свои родные места могли принести что-то новое: стихи, напевы, которые «смешивались» с исконно местными мелодиями... Но повторю: осталось то, что людям полюбилось. Осталось то, что воплощало лучшее в нас.
- Почему важно сохранять это наследие?
- Иначе без этого багажа мы потеряем всю духовность, всю свою теплоту исконно русскую. Без своей музыки народ теряет душу.
Наш народ издавна был славен хорошими качествами: состраданием, отвагой, добродетелью, умением прощать. Все это есть в народной музыке. Лишиться этого – значит, потерять все. Потерять вечный аккумулятор сущности народа. А с такой зарядкой правильные ориентиры всегда остаются.
- Мне кажется, у нашего народа часто и дури – через край…
- Дурь идет вовсе не от народной музыки. Музыка как раз от избытка дури нас всех и оберегает.
- Вы сказали, что считаете - у лучшей классики истоки в народной музыке...
- А вы вслушайтесь как следует в произведения Чайковского, Свиридова, Шостаковича, Калинникова, Римского-Корсакова, Мусоргского. Эти великие люди, по сути, увековечили своей музыкой лучшие образцы народного творчества. Например, у Чайковского в Четвертой симфонии ясно слышна тема «Во поле березка стояла». Это не плагиат, конечно. Это проскальзывающее вдохновение русской народной музыкой. А теперь представьте, что народного творчества не было бы никогда. Тогда не было бы и всех этих шедевров великих композиторов. Вот поэтому я считаю очень важным сохранять это наследие – в том числе силами нашего маленького самобытного коллектива.
- А это наше наследие – оно больше для ума или для сердца?
- И уму, и сердцу, и всем клеточкам нашего организма. Потому что в народном творчестве всегда есть над чем подумать (если это песня со словами - там наверняка глубокий смысл). А музыка сама по себе трогает душу и, если надо, помогает собраться с духом. У всех бывают моменты, когда такой эффект жизненно необходим.