- Что такое RT и каковы достижения канала последних лет?
- RT — сеть международных телеканалов, которая вещает на русском, английском, арабском, испанском и французском языках (полную версию презентации можно увидеть тут).
Наша еженедельная аудитория - 100 миллионов человек в 47 странах мира. Это огромная аудитория. Мы счастливы, что за последние пару лет, когда весь мир начал с RT воевать, наша аудитория удивительным образом выросла на треть.
Мы последние несколько лет - номер 1 по аудитории среди всех международных каналов мира в Ютьюбе, превысили 7 миллиардов просмотров. Это больше, чем у ВВС и CNN. На арабском языке RT-Arabic наконец-то обошел канал Аль-Джазира, который много лет был главным каналом арабского мира, не говоря уже об арабоязычных версиях BBC, CNN и других. RT на испанском также обошел своих основных конкурентов: BBC, CNN и TeleSUR.
Это очень раздражает т. н. западный мэйнстрим и западный истеблишмент и приводит к попыткам ограничить наши возможности в интернете.
- Каким образом?
- Ну вот, например, Эрик Шмидт (на тот момент главный исполнительный директор Google, сейчас — глава его совета директоров, - прим. авт.) проговорился: «Мы работаем над понижением RT и Sputnik в новостной выдаче». Что это значит? Вы заходите в Google или другой популярный поисковик. Набираете на английском, скажем, «Скрипали». Или «Белые каски». Или еще что-то топовое. Значительная доля того, что покажет поисковик, будут наши материалы. Часто мы будем на первом месте по выдаче.
Вот на это-то и жалуется, например, антироссийский совет при НАТО Atlantic Counsil: «Как это так! RT - самый рекомендуемый источник в Ютьюбе по химатаке в сирийском городе Дума, «Белым каскам» и отравлению Скрипалей?».
Известная русофобка Энн Эпплбаум из «The Washington Post” тоже целую статью про это написала. Она тоже вбила «Белые каски». И 7 из 10 первых материалов были материалы RT. Вот Google не стесняясь и говорит, что они собираются принимать меры и вырабатывать алгоритмы, чтобы искусственно снижать выдачу результатов RT на своих ресурсах. Но я думаю, что если они это сделают, это не пойдет на пользу самим их ресурсам, потому что когда на ресурсах появляется какая-то цензура, сразу появляется какой-то другой ресурс, где этой цензуры нет. И этот второй становится более популярным.
- Ну они пытаются еще и проводить официальные расследования о том, почему RT так популярен...
- Да, они не просто говорят. В США целые комиссии созданы для расследований того, как мы могли всего этого добиться. При этом они понимают, что мы не инвестировали в это деньги, не покупали никакой рекламы. Ну это невозможно... У той же Аль-Джазиры денег в сотни раз больше, и если бы вопрос был только в деньгах, мы бы не смогли их обойти.
Все это привело к тому, что в прошлом году объединение всех разведслужб США опубликовало огромный доклад, где мое имя фигурирует 27 раз. Обвиняют в том, что это мы взломали их выборы, выбрали им Трампа вопреки их воле...
Сказать, что этот доклад смешон — не сказать ничего. Но этот доклад использовался для того, чтобы под угрозой уголовного преследования заставить нас зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Это, конечно, абсолютная дичь, не имеющая никакого отношения к свободе слова.
- В России также принят аналогичный закон...
- Да, но, во-первых, в России приняли закон об иностранных агентах как ответную меру. Во-вторых, в России не предусматривается уголовного преследования. А для RT последовали колоссальные санкции, начиная от лишения аккредитации. Некоторые, даже самые лояльные партнеры, от нас отворачиваются, потому что, работая с иностранным агентом, они сами должны зарегистрироваться как иностранные агенты.
То же самое происходит в Британии. Парламентарии призывают ограничить вещание RT после того, как Тереза Мэй заявила, что Россия «с высокой вероятностью» причастна к отравлению Скрипалей. Они говорят: «Появляться или нет в эфире RT — каждый решает сам, но нужно отдавать себе отчет, что ты рискуешь стать орудием российский пропаганды». Нет дня, чтобы британские журналисты не посвящали нам свои статьи, настраивая аудиторию против нас. Британский медиарегулятор Ofcom открыл против нас 7 расследований, вот ждем, чем они закончатся. Есть предчувствие, что закончатся они не очень хорошо.
То же самое - во Франции, где президент страны Макрон лично выступал против нас, назвав агентами влияния и призвал с нами всячески бороться. При том, что ни одного фейка, о котором он говорит, у нас никогда не было опубликовано.
Так что их борьба с фейк-ньюс сама превращается в фейк-ньюс. Нам ставят в вину то, чего мы никогда не публиковали.
Но те люди, которые нас смотрят и любят, нам нравятся гораздо больше. Например, легендарный Роджер Уотерс (один из основателей и лидеров группы Pink Floyd) оказался нашим фанатом. Вот его цитата: «Я смотрю RT. На американском ТВ невозможно увидеть документальный фильм о фрекинге (способ добычи сланцевой нефти, при котором наносится огромный урон экологии, - прим. авт.)».
У него были и посильнее цитаты. Но суть в том, что западный мэйнстрим не показывает Уотерсу и многим другим то, что они хотели бы найти.
Еще один замечательный человек, который нас любит и смотрит — всемирно известный режиссер Эмир Кустурица. Он много лет RT приводит в пример того, как должно работать ТВ. Он считает наш телеканал золотым стандартом телевидения.
- Наверное, еще и яркий креатив, с которым вы освещаете новости из России, подбешивает?
- Ну вот мы воспользовались таким вниманием к нам накануне и во время ЧМ-2018 по футболу. На это время мы наняли вести эфиры и комментировать все, что происходит на чемпионате и вокруг, таких людей, как Жозе Мауриньо, Петер Шмейхель, Карлос Вальдеррама и другие. Они сутками сидели в нашем эфире. И вот что написали об этом в «The Guardian»: «Кремлевский телеканал RT гениален своей непредсказуемостью. Какая подача! Какой колорит! Все просто отлично. «Гвозди» эфира RT поразительно точные и беспощадные. Это восхитительный, безупречный продукт. Даже ролик, созданный RT к чемпионату мира — небесной красоты» (ролик здесь, он действительно великолепен).
- Какова в этом промо роль нестандартной и смешной рекламы RT?
- Очень разозлило западный истеблишмент и разошлось на мемы наше интервью с Петровым и Бошировым. И мы сделали такие маечки с надписью «Вы работаете в ГРУ?», это был мой вопрос, который я задала ребятам. Это пример того, как при помощи иронии и креатива можно поднять хайп и провести рекламную кампанию, не прибегая к большим деньгам.
Это мы и делаем на Западе. У нас множество недорогих, очень ироничных и при этом очень эффективных рекламных кампаний. И за счет того, что они такие провокативные и ироничные, нам не пришлось оплачивать площадки.
Как работает реклама? Ты создаешь некий мессидж, и тебе нужно выкупить некую площадку, чтобы его разместить. У нас денег, чтобы выкупать площади, нет. Поэтому мы создаем такой мессидж, что медиа начинают это все цитировать и сами об этом писать.
Вот пример такой промо-кампании, которую мы провели в Лондонском метро. Развесили баннеры, на которых было, например, написано: «RT: ЦРУ называет нас машиной пропаганды. Подойди и узнай, как мы называем ЦРУ». Или: «RT: Опоздал на поезд? Проиграл выборы? Вали все на нас!».
Естественно, об этом написали все СМИ. А нам не нужно было оплачивать эти площадки, тратить десятки миллионов. Большая рекламная кампания — малой кровью.
Счастье наше заключается в том, что современный мир и современные способы передачи информации остановить нельзя. И что бы они против нас не делали, ужас для них заключается в том, что мы от этого только крепнем. Находим другие платформы и другие способы донесения нашей правды до аудитории. И дальше будем заниматься тем же.
- Насколько востребованы на RT новости регионов России?
- В семействе наших телеканалов есть целый канал RT.Doc на английском и на русском. Этот телеканал процентов на 80 посвящен российским регионам и интересным темам из них. Там идут фильмы, исследования, скетчи, расследования — в зависимости от темы. И сделано это круто. Региональную повестку принято считать мелковатой и скучноватой, но все зависит от того, как сделаешь. Ее можно сделать просто потрясающей, глаз не оторвать.
Мы развиваем на русском языке такие проекты, как, например, проект в партнерстве с МВД «Не один на один». Его мы будем еще больше развивать и усиливать. Мы находим историю какой-то дикой несправедливости по отношению к нашим гражданам и решаем проблему. Типичный пример — 82-летняя женщина, пережившая блокаду Ленинграда и обстрелы Донецка. Ей не давали российский паспорт, потому что у нее было потрепанное свидетельство о рождении. А какое оно должно быть, если человеку 82 года?
Но мы не просто делаем публикации, а в партнерстве с МВД и другими ведомствами поднимаем шум. А во-вторых, напрямую звоним партнерам и говорим: «Коллеги, здесь творится что-то нехорошее. Давайте исправлять ситуацию. Наша страна достойна того, чтобы в ней не происходили эти дикие вещи». Без ложной скромности скажу, что нам удалось благополучно разрешить абсолютно все ситуации, по которым к нам обращались. Каждый раз это заканчивается победой разума и здравого смысла.
- Чувствуете ли вы поддержку официальных властей России в случаях, когда в отношении RT на Западе происходит дискриминация?
- Я чувствую колоссальную поддержку и президента, и правительства, и Администрации президента, и нашего МИДа, и лично Марии Захаровой (руководитель Департамента информации и печати МИД России, - прим. авт.). Наверное, если бы я не чувствовала этой поддержки, я бы не занималась тем, чем занимаюсь. Потому что если на тебя нападает почти весь мир, а тебя не защищает даже Родина в лице ее избранных и назначенных представителей — тогда, может быть, ты делаешь что-то не так?
Так что мы всегда чувствуем колоссальную поддержку. А с приходом в МИД Марии Захаровой эта поддержка стала еще и феноменально оперативной. Нам не надо теперь писать письма, которые дойдут в понедельник, прочитаны будут во вторник, а реакция придет в следующую среду... Я пишу Марии: вот такая история. И через 2 минуты это у нее уже в Фейсбуке или на брифинге.
- Вы сказали: «На нас нападает почти весь мир». Почему почти весь мир нападает на RT, понятно: конкуренция, в которой вы, судя по тому, что вы сказали, выигрываете. А почему почти весь мир нападает на Россию?
- Если мы говорим о России, то на нас точно не нападает почти весь мир. Мы часто спорим об этом с коллегами-оппозиционерами, которые называют себя либералами. Они тоже говорят примерно как вы сейчас: «Мы что-то делаем не так, раз весь мир против нас».
А мне хочется спросить: а вы кого не считаете людьми? Китайцев? Арабов? Индусов? Латиноамериканцев? Кто из них меньше люди, чем представители западноевропейского и североамериканского истэблишмента, которые, собственно, на нас нападают?
Большая часть мира не просто на нас не нападает, а смотрит на нас с восторгом и восхищением. А после Сирии так вообще как на потенциальных защитников. Большая часть мира — если мы считаем людей в людях, а не в громкости крика. Я считаю людей в людях. С этой точки зрения абсолютно большая часть мира на нашей стороне, и число этих людей увеличивается.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Маргарита Симоньян родилась в Краснодаре 6 апреля 1980 года. Окончила журфак Кубанского государственного университета. Карьеру начала в местной телекомпании, затем возглавляла южнороссийский корпункт ВГТРК. Освещала конфликт в Чечне, получила в январе 2000 года премию Союза журналистов Кубани «За профессиональное мужество» за серию военных репортажей. В 2001 году освещала военные столкновения в Кодорском ущелье Абхазии.
В 2002 году переехала в Москву. Работала в составе президентского пула, освещала теракт в Беслане. Работала корреспондентом во время Прямых линий с Владимиром Путиным.
С 2005 года, со дня основания, возглавляет RT. В 2013 году стала главным редактором МИА «Россия сегодня». Создала в его рамках новое новостное агентство Sputnik. Награждена рядом правительственных наград России, Армении, Южной Осетии. В 2013 году вошла в пятерку самых влиятельных женщин России. В 2017 году в рейтинге «100 самых влиятельных женщин мира» (Forbes) на 13 пунктов обошла Хиллари Клинтон.