Конкурс набирает популярность. В первом, в 2014 году, участвовало всего 20 деревень. А в этом году - уже 76 населенных пунктов. Организаторы разбили участников на две категории. В одной - деревни и села с населением до тысячи человек (их было 67). В другой – с населением до 3,5 тысячи (9 населенных пунктов). Общий призовой фонд конкурса – 650 тысяч рублей.
- Мне понравились маленькие деревни в отдаленной глубинке. Там больше сохранилось деревенского уклада, нетронутой природы, - поделилась впечатлениями сопредседатель оргкомитета, председатель Владимирского областного отделения «Опора России» Екатерина Краскина. – Например, деревни Венки даже нет на карте, а люди там живут, 10 человек постоянно проживает. Они так и объяснили свое участие в конкурсе: «Мы решили прозвучать, показать, что мы есть, что мы существуем». У нас несколько таких деревень в регионе, и наша - задача «легализовать» их.
Члены жюри лично посетили все села и деревни. Старались ездить по двое-трое, чтобы составить более объективное представление.
- И все равно очень сложно было выбирать лучших. Очень высока конкуренция, - говорит руководитель оргкомитета конкурса, вице-спикер ЗС области Вячеслав Картухин. - Мы оценивали не только внешнюю красоту и благоустройство, но, прежде всего, активную включенность селян в жизнь деревни. Дополнительными критериями в этом году были наличие планов развития на перспективу и спортивных объектов. Да, с этим на селе пока есть проблемы. Но нужно стимулировать развитие спортивной инфраструктуры.
Депутат Госдумы Геннадий Кулик обещал: парламентарии обязательно восстановят национальную программу социального развития села вместо аналогичной, завершившей свое действие.
- Поэтому мне важно понять болевые точки и нужды села. Этот конкурс помогает в этом, - объяснил свое внимание к конкурсу Геннадий Кулик. - В деревнях живет много пожилых. Для них наличие водопровода, тепла, газа, хорошей электрики, всего, что облегчает быт, особенно важно. Нужно включить в программу и меры по развитию сельской культуры, спорта, образования. Поддержать предприятия — ведь если не будет работы на селе, люди уедут в города. Нужно сохранять приоритет развития сельского хозяйства, выравнивать уровень жизни. Везде есть недовольство разницей жизни в Москве и в провинции.
Участие в конкурсе – это еще и возможность, не дожидаясь программных средств, улучшить жизнь в родной деревне. И не только за счет «призовых», их еще выиграть нужно. Просто местные власти чаще помогают тем, кто инициативен сам.
Староста села Вежболово Виктор Тарасов (село победило в прошлогоднем конкурсе) рассказал: участие в «Самой красивой деревне» сплотило односельчан, способствовало включению села в программу газификации на 2019 год. А полученный денежный приз жители «удвоили» - благо областные программы предполагают софинансирование проектов благоустройства на селе по схеме 50х50.
Глава Собинского района Александр Разов рассказал, как асфальтировались дороги, благоустраивалась территория населенных пунктов, участвовавших в конкурсе. Ни одному руководителю муниципалитета не хочется, чтобы у членов жюри сложилось негативное мнение о его территории. И это тоже - действенный рычаг для развития села.
Обитатели деревни Пустой Ярославль Суздальского района заявились на конкурс с тем же расчетом. Презентация деревни на церемонии награждения была, пожалуй, самой креативной. Представлявший суздальских ярославцев Артем Локалов подарил организаторам лукошко с луком, объяснив, что «горе луковое» - это про их деревню, куда в распутицу нельзя проехать из-за отсутствия дороги. Раз дороги не дождаться, то почему бы не сделать ее отсутствие брендом и не объявить Пустой Ярославль родиной русского бездорожья? Но вряд ли наш регион заинтересован в таком брендировании, а потому шансы на строительство дороги к деревне могут появиться. Тем более что есть соответствующее решение суда.
- В документах наша деревня упоминается с 1504 года. Сейчас в Пустом Ярославле 40 домов. Мне дом достался в наследство от прадеда и бабушки. Деревня не брошенная, но зарегистрировано в ней только 2 человека. Все остальные — дачники, хотя до Владимира всего 23 километра. Можно было бы жить на природе, а работать ездить в город. Но с октября дожди размывают грунтовку, и даже на джипе не проедешь. Автолавка не приезжает. Машинам скорой и пожарным не проехать. Была бы нормальная дорога (а нужно всего 2,5 км сделать) - и деревня бы развивалась, и люди бы постоянно там жили, - уверен Локалов.
Кстати, Пустой Ярославль занял одно из двух третьих мест на конкурсе малых деревень - в категории малых деревень решено присудить по два серебра и бронзы.
Третье место поделили деревни Пустой Ярославль (Суздальский район) и Крутец (Александровский район), получив приз в 30 тысяч рублей.
Второе место и премия в 50 тысяч рублей присуждены селу Новое (Ковровский район) и деревне Иваньково (Селивановский район).
А первое место и 80 тысяч призовых рублей - у деревни Улово (Суздальский район).
Суздальцы в этом году стали рекордсменами по числу участников – 23 населенных пункта района участвовали в конкурсе.
Среди крупных сельских населенных пунктов места распределились так: третье место у поселка Степанцево (Вязниковский район), второе – у села Дмитриевы Горы (Меленковский район).
А первое место завоевало село Сима Юрьев-Польского района. Оно же победило и в интернет-голосовании.
Гран-при-2018 и 150 тысяч рублей денег завоевала деревня Берково Камешковского района.
Все участники конкурса награждены дипломами и призами. Были и победители в отдельных номинациях, получившие поощрительный приз по 10 тысяч рублей, а деревня Пески Вязниковского района получила от спонсора сертификат на строительство детской площадки.
- Мы впервые участвовали. Не ожидали успеха, - радуется староста деревни Берково Ирина Киося. - Но когда всем уже раздали: кому места, кому - дипломы за участие, а нас все не называли — мы уже поняли, что победили. Мы уже знаем, на что потратим приз. Детская площадка у нас есть – сами делали, воспользовавшись софинансированием из бюджета. Теперь построим спортивную площадку. Призовые пойдут как наши средства, столько же бюджет добавит...