- На заре руководства Суздалем вы негодовали: мол, ваши предшественники годами вели переписку с гражданами по поводу пустяковых проблем...
- Конечно, негодовал. Порой работы - на 20 минут вместе с организацией процесса. А они два года отписывались...
Многие проблемы можно решать без больших денег. Важно вовремя голову приложить и иметь желание помочь людям. Стыдно, когда в XXI веке не могут элементарно дорогу к деревне проложить. Ладно, с газификацией не всегда получается, это реально дорого. Но простая щебеночная дорога? По 300 рублей за квадратный метр? Это непосильно для муниципалитета? Я в Собинском районе насмотрелся мест, где люди бросали машины за 2 километра до деревни и дальше шли пешком. Нигде такой грязи вместо дорог не видел. Люди не верили, что что-то изменится. Но мы за 2 года сделали более 110 дорог к населенным пунктам. Пока — щебенка. Но это хорошая основа для будущего асфальта.
- Вы, по-моему, были первым сити-менеджером Суздаля, кто прислушивался к Алисе Ивановне Аксеновой...
- И горжусь этим. Герой Труда России плохого не посоветует. И Суздаль тому пример. Сейчас, когда вы въезжаете в город - видите прекрасную брусчатку. Отличные тротуары в центре вместо прежней непролазной грязи. Восстановленный городской сад, парк. Прекрасный сквер Пожарского. Вычищенную, облагороженную территорию Ризоположенского монастыря. Долго можно перечислять...
- Но в итоге отправились «рулить» Собинским районом.
- Отправился. Экс-губернатор Светлана Орлова сказала: «Хватит отдыхать в Суздале!» Собинский район к тому времени несколько месяцев жил без главы администрации. Я поехал представляться депутатам райсовета, рассказал им о своем трудовом пути. Они в меня поверили. Надеюсь, что собинцы замечают наши общие усилия.
Было невесело увидеть разграбленную Лакинскую мануфактуру, выброшенных на улицу ее работников с долгом по зарплате в 11 миллионов. Проданный за копейки городской рынок Лакинска. Разворованные ставровские очистные (а это федеральные деньги!). Кладбищенские бизнес-интересы отдельных депутатов, завышавших цены на ритуальные услуги.
Потребовалось больше года, чтобы разобраться со всем этим. Выплатить те самые 11 миллионов. Построить очистные. Запустить в Лакинске фабричную инфраструктуру. Навести порядок на рынке ритуальных услуг... Кстати, некоторые отрасли: вывоз мусора, общественный транспорт, ритуальные услуги и т. п. - должны быть в ведении муниципалитетов. Это жизненно важные вещи. Власть обязана контролировать их качество и уровень цен. У меня один алгоритм: определить круг полномочий и исполнителей, которые будут ими заниматься. Начал разговаривать с сотрудниками администрации. Некоторые не могли сказать о своем функционале. Типа работают, но что делают? И ради чего? Они не в курсе. Смотрю жалобы жителей. Вижу отписку: «На вашу просьбу в бюджете нет денег». Вызываю специалиста, подписавшего эту филькину грамоту: какой бюджет у района? Он: «Не знаю». Но если не знаешь, зачем пишешь, что денег нет, даже не попытавшись узнать, есть ли они? Что за нежелание лишний раз шевелиться?
Я сократил около 40 человек, а население этого не заметило. Сэкономленные деньги направил на проекты школы (ее сейчас достраивают), бассейна, ДК, музеев. Все правильные решения на поверхности! Просто, увы, нет четких критериев оценки работы администраций. Например, сколько в муниципалитете построено жилья, дорог, социальных объектов и прочего.
- Но ведь уровень доходов у всех ОМСУ разный!
- Дело не только и не столько в доходах, сколько в правильных приоритетах. Зачем нам в районе было более 200 чиновников на 55 тысяч жителей? Спросите людей, чего они хотят: содержать эти бесчисленные аппараты или развивать свои поселения? Я точно знаю, что второе.
Можно улучшить жизнь людей в каждой деревне, в каждом поселке в разы. Но с едиными региональными подходами к организации работы, а не когда каждый муниципалитет сам по себе. Например, почему у нас в одном ОМСУ у главы четыре зама, у другого — пять, а я обхожусь двумя? Зачем в школах и больницах нужны по 5-6 замов? А потом говорят - врачей и учителей не хватает. А где их взять, если вокруг одни начальники?
Я никогда не молчу, если вижу, что можно эффективнее использовать бюджетные деньги, а они реально нужны людям. Например, приезжаю в ФОК в Ставрово, а там пандус за 300 тысяч делают и говорят, что лучше бы ремонт пола и кровли на эти деньги провели. Казалось бы, надо строить пандусы — это закон, доступная среда... Но надо строить пандусы там, где они нужны. Но не в поселке же, где нет ни одного колясочника...
Я спросил: «У вас есть инвалиды?» «Нет, - говорят. - А объявится, мы бы его на руках вносили, а деньги лучше бы - на ремонт и инвентарь».
Никто не оспаривает закон. Но о целесообразности забывать не надо. В одном из поселков 800 тысяч потратили на забор вокруг школы в рамках антитеррористической безопасности. Школа там маленькая, деревянная, плотно скрытая в зарослях. Ее с дороги-то не было видно. Зато теперь благодаря забору кто угодно поймет: вот она, школа! 800 тысяч на ветер. Законы нужно соблюдать. Но тем, кто их принимает, надо советоваться с исполнителями. Любой городской и районный глава может рассказать, что было бы лучше сделать вместо этих заборов. В культуру и образование вкладывать, а не в заборы.
- За что вы любите свою работу?
- Мне нравится, когда я каждый день вижу результаты нашего коллективного труда. Изначально в планах было ликвидировать очередь на жилье. За 2 года построить дороги ко всем населенным пунктам. Покончить с мусорной проблемой. В этом году у нас впервые снизилась смертность. Уверен - из-за закрытия свалки. Минус 76 смертей! Про школу в Собинке я уже сказал. На очереди школа в Лакинске. Открываем два музея, Сперанского и Солоухина. Строим спортплощадки. Организовали бесплатное питание в школах для 1-4-х классов, занятия для детей во всех муниципальных спортучреждениях. Это стоит приложенных усилий. Я благодарен жителям, что они позволяют мне работать.
- У вас интересная карьера: спорт, полиция, муниципальная служба. Вы с детства планировали пойти в силовики?
- В детстве я мечтал стать радиоинженером, как отец. Еще в детсаду собирал простейшие радиоприемники. Но в первом классе родители отдали меня в плавание, я стал ходить в бассейн ВНИИ «Сигнал» в Коврове. Еще там был сильный волейбол, а мне нравились командные виды. И я перешел в волейбол к тренеру Курдюкову. В 10-м классе уже играл за сборную области. В 1981 году мы со «СКА-Владимир» впервые завоевали право участвовать в чемпионате России, где до сих пор занимаем ведущие места. Но Минобороны отказалось от команды, и нас поддержало руководство УВД. Так мы перешли в «Динамо» и всей командой оказались в милиции. А потом я втянулся в работу и через 8 лет возглавил УБЭП области.
- Когда вы работали в полиции, ходили слухи, что у вас в МВД России есть влиятельный покровитель. Правда или слухи?
- Если считать покровителем замминистра, Героя России Ивана Ивановича Голубева, то пусть будет так. Он всегда тепло ко мне относился, но за результаты работы. Мне всю жизнь везло на тренеров и руководителей. В волейболе у меня были тренеры с большой буквы: Курдюков, Лучицкий, Каманин. В милиции начальники Михеев, Жабин, Большаков, Минин. Они в каждом из нас воспитывали прежде всего человека и гражданина. У них мы научились главному — не подводить тех, кто оказывает нам доверие.
ДОСЬЕ «ВВ»
Александр Всеволодович Разов - выпускник Владимирского политеха (1986 год) и Академии МВД России (2000 год). Полковник полиции. В МВД служил с 1988 по 2013 год, прошел путь от оперативника ОБХС до начальника УБЭП регионального УВД и начальника УВД по Владимиру.
В 2013 году стал сити-менеджером Суздаля. В конце 2015 года возглавил администрацию Собинского района. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями МВД, благодарностями Президента РФ, Совета Федерации, Минстроя, Минспорта и т. д. С 1999 года президент Федерации волейбола Владимирской области.