9 ноября 2018 в 09:15

На службе «Красного Креста»

В 2019 году Владимирской городской больнице скорой помощи (БСП) исполнится 105 лет. Это единственное во Владимире лечебное учреждение, где хирургическую помощь оказывают круглосуточно. Ежегодно в БСП госпитализируют 14-15 тысяч человек. Номинально больница помогает жителям Владимира и пригородов. Но по факту до четверти ее пациентов – приезжие из районов, где стационары в свое время дооптимизировали до ликвидации профильных отделений. Корреспонденты «ВВ» отправились в легендарную владимирскую больницу накануне ее очередного дня рождения, чтобы своими глазами увидеть, кто они – люди, спасающие людей в режиме нон-стоп.

10 минут – и на стол!

БСП сегодня – это восемь стационарных отделений, отделение реанимации и интенсивной терапии, три хирургии, отделение сочетанной травмы и травматологии с ожоговыми койками, урология и гинекология... В штате больницы около 600 человек, включая 113 высококлассных врачей-хирургов. Руководит ими вот уже 13 лет главный врач Евгений Яскин.

- У нас уникальный коллектив, где каждый врач – личность, - говорит он. - С ними легко решать профессиональные вопросы. Они понимают, что экстренная помощь – это всегда «на гребне волны». Подними каждого в любое время суток, он и спросонья будет безошибочно знать, что нужно делать.

Главная медсестра БСП Анна Резвова подтверждает: «Красный Крест» - единственная в своем роде больница. Тяжелых, экстренных днем и ночью везут именно сюда. Поэтому классными спецами обязаны быть не только хирурги, но и медсестры. Под началом Резвовой 255 медсестер и 100 младших медсестер и санитаров. У шести медсестер - высшее образование. Именно на средний и младший медперсонал чаще всего ложатся тяготы общения с паникующими родственниками тяжелых пациентов. Но люди справляются – по словам Резвовой, за 4 года ее работы в должности на сестер было всего две жалобы.

Секрет прост: люди любят свою работу. Например, старшая медсестра урологического отделения Александра Климова в БСП работает уже 44 года, из них 32 года – старшей медсестрой. Больницу называет вторым домом и говорит, что другой жизни не представляет.

Для пациентов БСП начинается с приемного покоя, где дежурят шесть врачей, 11 медсестер и пять санитарок. Госпитализация бывает экстренной (когда пациента привезли на скорой или он сам добрался в критической ситуации), плановой и по направлению из другой больницы.

В приемном больных сортируют по диагнозам и оформляют. Экстренных при показаниях проводят по процедуре очень быстро: 10 минут – и он на столе. При нас привезли мужчину без сознания с трубкой для интубации. Его за считанные минуты доставили в реанимацию.

Заведующая приемным (уже 9 лет) Елена Соловьева говорит, что «Красный Крест» - как горная река. Врачи здесь работают именно те, кто жить без этого профессионального вызова не может.

- Бывало, что наши врачи уходили в плановую, частную медицину, но возвращались, - говорит Соловьева. – Здесь ведь они людей спасают.

Лазером по аденоме

В урологическом отделении БСП в год лечится до 3 тысяч человек: от мочекаменной болезни, аденомы простаты и т. п. Здесь оказывают весь спектр экстренной урологической помощи. В отделении девять врачей, пятеро из них – высшей категории. А еще 30 медсестер и 12 младших сестер.

Урология расположена в одном из старых зданий комплекса БСП. Оно давно нуждается в расширении (спрос на лечение все выше), а еще лучше – в новом корпусе. Пока новые корпуса - несбыточная мечта, но врачам отделения это не мешает спасать людям здоровье. И радуются, когда удается закупить современное оборудование. Несколько лет назад здесь поставили аппарат дистанционнной литотрипсии, он позволяет разрушать камни в почках без операций. Завотделением Сергей Евченко, сам отличный хирург, говорит, что благодаря таким методикам пациенты восстанавливаются гораздо быстрее.

Еще одна хорошая новость для владимирцев: в декабре в урологии БСП установят волоконные лазерные аппараты и с их помощью начнут практиковать самую современную методику лечения аденомы простаты и мочекаменной болезни.

- С помощью лазеров можно без разрезов провести удаление аденомы (с любым размером железы), дробление камней в почках и мочеточнике (в пыль – и в любой локализации) и даже резекцию стенки мочевого пузыря с опухолью, - говорит Евченко.

Укусы, раны, переломы

Травмпункту БСП с архитектурной точки зрения «повезло» еще больше, чем урологии: он расположен в здании с историческим статусом, и здесь, если что, требуется не ремонт, а реставрация. Сюда везут людей с ушибами, переломами, сотрясениями, открытыми ранами, ожогами, обморожениями, укусами... Заведующий Александр Козлов говорит, что через руки его врачей в год проходит больше тысячи человек – до 70 пострадавших в сутки. Кому гипс, кому обработка раны, кому - рентген, кому - быстрая операция, а кому-то скорая стоматологическая помощь… Вал пострадавших с ожогами от петард и порезами от бутылок всегда на Новый год, дает понять старшая медсестра Марина Покровская.

Здесь нет стационара. Тут экстренная помощь с дальнейшей отправкой пациентов долечиваться по месту жительства. Либо при необходимости - госпитализацией в профильное отделение. В травмпункте 11 врачей, более 20 человек среднего и младшего медперсонала. Медсестры говорят, что проходили в травмпункте БСП практику во время учебы в колледже - и затянуло.

- Я люблю оказывать первую помощь, - говорит медсестра Светлана Коваленко. - Даже пьяным, наркоманам и бомжам. Алкоголизм и наркомания – это болезни. А значит, людям нужна помощь. Как и бездомным. Подумаешь, запах. Две маски на нос – и вперед, обрабатывать раны. Нормальная работа.

- Люди в медицину идут для того, чтобы разным людям помогать, - подтверждает слова коллеги Ксения Панкратова. – Да, не каждый выдерживает. Но кто выдержит, тот эту профессию ни на что не променяет.

Ни в одном из отделений БСП мы не слышали от медиков жалоб на размеры зарплат или низкие тарифы ОМС. Все как один говорили об оборудовании, которое позволит им делать работу лучше. Вот и в травмпункте врачи мечтают о новом цифровом рентгеноаппарате - старый уже никуда не годится.

«Не представляю себя в другой больнице»

Заведующий операционным отделением противошоковых мероприятий Николай Алексеев разговаривал с нами слегка устало – мы его поймали сразу после тяжелого пациента. Но и он улыбнулся, говоря об обновке - операционном столе с хорошей гидравликой и с ортопедической приставкой, который распаковывали как раз во время нашего прихода.

- Хотелось бы, чтобы оборудование обновлялось чаще, - говорит он. - Оно как автомобиль: на изношенном быстро и далеко не уедешь, как ни старайся. Хочется соответствовать тенденциям: если в мире есть техника, которая позволяет врачам минимизировать риски для пациентов, то мы хотим видеть ее у себя. Например, рентген с электронно-оптическим преобразователем в режиме реального времени позволил бы делать малоинвазивные вмешательства.

В сутки через отделение проходят до 30 человек: пострадавшие в авариях, упавшие с высоты, серьезно распоровшие кожные покровы. Кого-то приходится чуть не заново собирать. Здесь есть возможность срочно делать исследование на МСКТ, УЗИ, рентгене, проводить лабораторные анализы. В отделении работают пять хирургов (травматологов, нейрохирургов) и совместители из других отделений БСП.

Алексеев в БСП с 2005 года, в должности заведующего - уже пять лет. На вопрос, чем эта больница особенная, отвечает просто:

- В других больницах плановые пациенты, полностью обследованные. А у нас чаще экстренные, помощь которым приходится оказывать с колес. Это сложно, но интересно. Здесь хороший коллектив. Люди готовы даже вне дежурства приехать в любое время, если нужно. Не представляю себя в другой больнице.

В хирургии № 1 БСП лечат людей с проблемами внутренних органов, прежде всего, желудочно-кишечного тракта. Шестеро хирургов проводят сложнейшие операции на желудке, кишечнике, при любых тяжелых травмах брюшины и опухолях.

И. о. заведующего отделением кандидат медицинских наук Абакар Абдуллаев говорит, что ежегодно через первую хирургию проходит около 3 тысяч человек. Для медиков это серьезная нагрузка: каждая операция длится часами. Например, за день до нашего прихода дежурные хирурги провели шесть таких операций. Абдуллаев говорит: не случайно средняя продолжительность жизни хирургов в России всего 53 года. Но свое дело эти люди любят. Тот же Абдуллаев – сын легендарного профессора БСП Эльбруса Абдуллаева, спасшего жизнь и здоровье не одной сотне владимирцев. И это не единственная династия в больнице: есть Певуновы, Дубровские, Митюшины, Дурмановы...

- В БСП в коллективе замечательный микроклимат, что я считаю заслугой главврача. Такой опыт не найдешь больше нигде! Здесь ты каждый день можешь приносить пользу людям, - говорит Абакар Абдуллаев. – Если бы еще оснащение можно было улучшать быстрее!..

Мы дышим за вас…

В отделении анестезиологии-реанимации БСП трудятся 19 врачей, они в среднем в год ведут 1,4 тысячи пациентов и работают на 5 тысячах операций. Заведующий Дмитрий Неронов (в БСП он уже 15 лет) сразу развеял нашу иллюзию о том, что анестезиологи лишь усыпляют нас на операциях:

- В медицине есть только три специальности: терапия, хирургия и анестизиология-реанимация. Задача последней - протезирование жизненно важных утраченных функций. Все остальные специальности – ответвления от этого трио. Задача анестезиологов-реаниматологов – помочь людям, когда они сами не могут дышать, когда их сердце или почки не хотят работать, когда нужно управлять кровотоком в мозге, чтобы он не разрушался.

В отделении Неронова лежат пациенты в критических состояниях. Всего здесь 15 коек, вокруг каждой – целые комплексы из аппаратов, мониторов, трубок и проводов. Заведующий говорит:

- Мы ведем пациентов, пока они сами ничего не могут. Все, что обычно делает мама для грудничка, мы делаем для наших пациентов. Анестезия - это вовсе не обезболивание и не усыпление, а управление жизненно важными органами пациента, необходимое для проведения оперативного вмешательства. Операция может быть простой, но анестезиологическое пособие к ней все равно серьезное. Жизнь в течение операции определяет не хирург, а анестезиолог. И успех во многом определяет он же.

Учиться анестезиологам, говорит Неронов, приходится всю жизнь. Как и его коллеги, Неронов говорит о необходимости своевременных обновлений оборудования:

- В среднем медтехника живет пять лет. Если мы ее обновляли 10 лет назад, то сейчас работаем успешно не благодаря, а вопреки. Это не вина больницы или администрации региона. Обновление тяжелого оборудования, которое дороже миллиона, возможно только при федеральном финансировании. Один аппарат ИВЛ стоит 3 миллиона, а нам их нужно 15. И не только их.

Спрашиваю, как удается сохранять профессиональный энтузиазм, учитывая все сложности.

- Не всем удается. Есть проблема профессионального выгорания. Но многие находят отдушины, в которых могут развиваться. Я, например, начал заниматься наукой. Ну и потом: работать в больнице скорой помощи — это всегда вызов. Это ни с чем не сравнимо: преодолевать клинические проблемы. Так что я, как и мои коллеги, люблю свою работу. Мы все любим то, что умеем.

О выборе профессии не жалел. Жалею лишь о том, что будь у нас больше возможностей, мы могли бы для пациентов делать еще больше. У нас в БСП есть силы, интеллект, профессионализм. Это не должно пропадать. Тем более, на кону здоровье людей - единственная реальная ценность в жизни, за которую стоит бороться.

«БСП сделала меня врачом»

Гинекологию БСП называют лучшей в области. Ее заведующий - хирург европейского уровня Роман Горта. На прием к нему всегда аншлаг. Если предстоит операция по гинекологии, а ее хирург - Горта, женщине можно не бояться - руки у него золотые.

Горта работает в больнице уже 18 лет и называет ее своей «второй альма-матер». Говорит:

- БСП сделала меня врачом...

Всего в отделении 12 классных практикующих хирургов, спасающих тысячам женщин жизнь, качество жизни и часто – репродуктивное здоровье. Роман Горта говорит, что добрый микроклимат в коллективе БСП заложен в традициях больницы.

- Были случаи, когда люди с семейных праздников прибегали, если в операционных требовалась их помощь. Поэтому БСП особенная.

Главной проблемой отрасли Горта называет хроническое недофинансирование:

- Если бы мы были укомплектованы по потребности, все было бы намного проще. А так приходится изощряться и скудные ресурсы расходовать так, чтобы общий уровень оказания помощи держать на достойном уровне. Благо у нас главврач, которому удается поддерживать этот уровень. Он сочетает в себе административные способности, но и не перестает быть врачом. Понимает, что в нашей профессии нельзя останавливаться ни на минуту.

Начмед БСП Валентин Бабышин в больнице с 1979 года, после окончания института. В медицину шел, чтобы быть хирургом:

- Это же так здорово: удалил у человека внутри нечто ненужное, затем все собрал, сшил, чтобы все срослось и потом работало! Какая работа лучше?

Сейчас Бабышин организует и контролирует весь лечебно-диагностический процесс БСП. Называет свой функционал «бескрайним». Износ оборудования – главная боль начмеда:

- Все упирается в финансы, а их 10-15 процентов от потребности. Согласен с хирургами: будь оборудование лучше, обновляйся чаще, мы вообще горы свернуть способны. Даже сейчас в БСП проводят операции, на которые другие больницы людей по квотам в Москву отправляют. Важно все это сохранить и увидеть перспективы развития. А в целом - прорвемся!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
вчера в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…