Умер на посту
Послужной список владимирского полицмейстера Василия Языкова хранится в областном архиве. Языков имел 53 души крестьян и 600 десятин земли в сельце Соколово Владимирского уезда. Получил домашнее воспитание и в 1831 году начал службу в Киевском гусарском полку. Успешно пройдя низшие ступени карьерной лестницы, Языков в 1847 году был назначен полицмейстером в Рязань. В 1851-м в этой же должности перевелся во Владимир.
Вскоре Василий Иванович получил благодарность губернатора Синельникова за соблюдение порядка при большом стечении народа во время крестного хода из Боголюбовского монастыря во Владимир. Отметили Языкова и за найденного им вора, похитившего галантерею из магазина купца Гладцынова. Благодарили также за успешные действия полиции по наблюдению за общим состоянием города и сохранением в нем порядка.
Полицмейстер Авдулин
Валериан Авдулин владимирскую полицию возглавил в начале 1859 года. В то время так или иначе полиция имела отношение ко всему, что происходило в городе. Под её ведением находились чистота и порядок в городе, охрана общественного порядка при всех публичных собраниях, розыск преступников; удостоверение личности, подписи, бедности обывателей, составление некоторых статистических данных (о происшествиях, проституции, огородничестве).
Из архивных источников известно, что в 1862 году совместно с городским головой Козловым и архитектором Тиденом полицмейстер Авдулин искал подходящий участок земли под кладбище местных лютеран. После непродолжительных поисков ответственные лица выбрали высокое место у Вокзальной рощи за чертой обывательских построек города Владимира.
Что мы еще знаем об этом полицейском начальнике? Дворянин. Окончил полный курс наук в Московском кадетском корпусе и был прикомандирован к образцовому кавалерийскому полку для «узнания порядка службы и обучения верховой езде». Был городничим в Оренбурге, Николаеве, полицмейстером в Самаре и Гороховце. Во Владимире прослужил несколько лет.
Полицейский долгожитель
13 марта 1895 года в городской управе чествовали полицмейстера Петра Крылова. Исполнилось 25 лет его служебной деятельности в должности. В знак благодарности ему подарили икону Владимирской Божией Матери и владимирских чудотворцев.
За что, собственно, благодарили Петра Филипповича?
Полицмейстер Крылов заботился о подчиненных. По недостатку получаемого жалованья полицейские не могли приобрести форму на свои средства. А потому носили оставшиеся в запасе кафтаны военного покроя, даже гусарские, из сукна разного цвета только с полицейскими погонами.
Летом 1874-го полицмейстер обратился к губернатору. Дескать, не порядок - без форменной одежды владимирские правоохранители и нельзя ли за счет городских доходов приодеть 25 человек из нижних чинов полиции? Спустя десять лет Крылов опять возвратился к этой теме и просил городскую управу обновить форму и оружие полицейских. Из городского бюджета выделили тысячу рублей. Петр Филиппович отчитался за каждую копеечку.
Крылов тщательно следил за порядком в городе. 23 августа 1874 года владимирец Боровецкий стал раскапывать древний вал у Золотых ворот - понадобились горожанину земля и песок. Но полицмейстер встал на защиту памятника древности и велел разрытый вал привести в приличный вид. Боровецкий отказался, сославшись на разрешение управы. На следующий день Крылов написал рапорт губернатору. И добился своего!
Стремился Петр Филиппович улучшить условия жизни владимирцам. Так, слишком ранний вечерний вывоз бочек с нечистотами распространял по улицам удушливую вонь и вызывал у жителей недовольство. В 1881 году Крылов предложил проводить летом очистку ретирадных мест начиная не с 11 часов вечера, как полагалось, а с 12. Местные власти согласились с мнением полицмейстера.
Еще один интересный эпизод. 11 июля 1890 года Крылов известил управу, что устроенные на углу Базарной площади будки продажи белого хлеба «совершенно безобразили улицу своим непредставительным видом». Мало того! За будками приезжавшие на базар крестьяне устроили туалет и свалку мусора. Полицмейстер просил о сносе будок и устройстве ретирад. Городская управа обязала арендатора Муравкина убрать все нечистоты и мусор.
За полезную многолетнюю деятельность владимирский полицмейстер Крылов был награждён орденами св. Станислава 3-й и 2-й степеней, св. Анны 2-й степени, св. Владимира 4-й степени. Умер он в ночь на 3 мая 1909 года, похоронен на Князь-Владимирском кладбище.
Начинал с писца
Более 20 лет владимирским полицмейстером был Василий Авимович Иванов. Начал он службу писцом в канцелярии Алатырского уездного предводителя дворянства (Симбирская губерния) летом 1877-го. А полицейское управление Владимира возглавил 12 апреля 1895 года. Благодарности от начальства Иванов получал регулярно. Например, за умелые и энергичные действия на пожаре в доме Лазарева или «за отличную распорядительность и наблюдение за успешным взысканием государственного налога, городских и земских сборов с недвижимых имуществ города Владимира».
Кстати, именно Василий Авимович стал инициатором учреждения Добровольного пожарного общества во Владимире. И о приобретении первых в губернском центре «спасительных пробковых снарядах для помощи утопающим» также ходатайствовал Иванов.
Весной 1902-го владимирский губернатор Клингенберг предложил полицмейстеру Иванову определить городские места, где публичное распитие крепких напитков воспрещалось бы. В ответ Василий Авимович, сочувствовавший простым владимирцам, писал: «По бытовым условиям жизни низших в особенности классов населения, одиночное, так сказать, потребление вина хотя бы и публично во многих случаях является неизбежным и посему не должно быть стесняемо».
Далее он продолжал высказывать свое весьма смелое для полицейского мнение: «Было бы несправедливо воспрещать умеренное потребление крепких напитков, в особенности, если оно сопровождается приемом пищи, отдельными лицами, например, крестьянами, прибывшими на базар из своих деревень для продажи их произведений, рабочими, не могущими оставить место работы, возчиками кладей, обязанными находиться при них безотлучно и тому подобных случаях».
С другой стороны, Иванов отмечал, что распитие вина в публичных местах могло оказаться совершенно несовместимым с требованиями общественного благополучия.
Революцию не удержать полицейским окладом
10 ноября 1905 года Василий Авимович обратился к владимирскому губернатору Леонтьеву с письменной просьбой об увеличении жалованья городовым, отметив значительный рост цен на продукты первой необходимости. Он указал также и на тяжелые условия труда нижних полицейских чинов в период Смутного времени.
Полицейских катастрофически не хватало. Вместо положенных по закону 64 городовых служило лишь 46. Ежедневно на установленных во Владимире 16 наружных постах круглосуточно находилось по 32 человека. Кроме того, необходима была усиленная охрана на базарах, гуляньях, церковных службах. Нередко городовые по целым суткам не только не раздевались, а и оружия не снимали.
Губернатор отправил запрос в Петербург. Спустя месяц из Министерства внутренних дел пришёл положительный ответ. В нём сообщалось, что состав владимирской полицейской команды в следующем году увеличат на 13 человек, оклады им повысят на 35 рублей.
Однако увеличение штата полиции не могло спасти сложнейшую политическую ситуацию. В ночь на 3 марта 1917 года Иванова арестовали и отправили в тюрьму. По словам очевидцев, ему «камнем разбили очки и бровь, и он до самой тюрьмы шел, закрывшись платком»...