Как говорит один из ветеранов владимирского УБОПа Александр Бережной, в «лихие девяностые» именно эта структура приняла на себя главный удар накатившей на страну криминальной волны». О масштабе и сложности работы можно судить хотя бы по тому, что знаменитый СОБР, специализирующийся на освобождении заложников, задержаниях преступников, ликвидации банд и ОПГ, формировался в 1990-е именно при УБОПе. Кстати, министр МВД РФ Владимир Колокольцев сам когда-то возглавлял одно из региональных управлений по борьбе с оргпреступностью.
Идти «от человека»
Дмитрий Медведев, будучи в статусе Президента РФ, в 2008 году упразднил УБОПы, распорядившись передать их функции в усеченном виде уголовному розыску и отделам по борьбе с экономическими преступлениями. Однако все эти годы (начиная с громкого скандала в Кущевской) в медиапространстве не утихают разговоры о необходимости возродить легендарное подразделение в «самостоятельном» формате. Ведь его специфика подразумевает подчинение центральному аппарату и независимость от местного руководства. А это дает возможность быстрых спецопераций - с минимальным количеством посвященных, без каскада согласований и запросов на силовую поддержку. Чего нынешний разброс функций не позволяет.
Кроме того, как говорит ветеран владимирского УБОПа Андрей Евграшенков, при всей эффективности угрозыска, все дело в разности принципов работы: угро работает «от преступления» и вычисляет того, кто его совершил, а УБОП – от человека, который еще только может совершить преступление: «Мы узнавали, что некто Y – бандит, и брали его в разработку».
Иногда оперативникам приходится, что называется, «внедряться». Например, был случай, когда опер полтора года изображал коррумпированного полицейского, ради сбора доказательств втираясь в доверие к группировке, промышлявшей вовлечением девушек в проституцию. Сами-то девушки боялись свидетельствовать...
Часто случалось так, что одна разработка по факту тянула за собой другую. Так, например, занимаясь очередными сбытчиками наркотиков, владимирские оперативники вышли на русско-азербайджанскую банду псевдоинспекторов ГАИ - те нападали на дальнобойщиков, которых «пасли» аж у Черкизовского рынка.
В других случаях разработка «от человека» реально спасала чью-то жизнь, как, например, в 2006 году нашим УБОПовцам удалось предотвратить заказное убийство бизнесмена Лепехина его конкурентом Каримбаевым и отправить последнего в места не столь отдаленные.
«Распускать УБОПы не стоило»
У истоков создания УБОПа во Владимирской области стоял Александр Забегалов, генерал полиции, отдавший службе в МВД 33 года.
- Управления по борьбе с оргпреступностью - подразделения с единым координационным центром - были требованием времени, - уверен Александр Юрьевич. - Сами знаете, что творилось в 1990-е. Ребят в оперативники набирали самых отчаянных, благодаря им наше управление было на прекрасном счету. Бывало даже, что показатели выдавали как с половины Москвы. В итоге все ребята серьезно продвинулись по службе – часть вплоть до генеральских должностей, никто репутацию не посрамил. Многие из наших – Александр Бережной, Сергей Мосалев и другие - награждены орденом Мужества (Кстати, орден «За личное мужество» есть и у Забегалова. – Прим. авт.). Распускать УБОПы, конечно, не стоило. Да, сейчас нет того беспредела, что был 25-30 лет назад. Но преступность никуда не делась. За общей уголовкой всегда стоит экономика.
Самого Забегалова трижды пытались убить, но, как он сам говорит, поседел он вовсе не из-за покушений, а когда чуть не убили его сотрудника. Это произошло во время совместной с орехово-зуевским УБОПом спецоперации в Юрьевце по захвату банды из пяти человек, грабившей коммерсантов на трассе. Подчиненный Забегалова сел подсадным экспедитором в машину с грузом, которую «пасли» бандиты. До зубов вооруженные преступники ухитрились заблокировать правоохранителей, а один открыл дверцу машины, навел ствол на «экспедитора» и нажал на курок. Спасла банальная осечка...
Чудом спасшегося полицейского зовут Виталий Коленков, в отставку он ушел в звании полковника. И до сих пор как самую ценную реликвию хранит у себя фото пистолета, давшего осечку.
Убийцы попались на фальшивках
Алексей Шульгин, заместитель начальника УР УМВД Владимирской области – начальник отдела БОП, как и его, теперь уже отставные коллеги, уверен, что УБОПы необходимо возрождать:
- Когда силы, которые могут потребоваться, находятся в «едином кулаке», все получается гораздо эффективнее. Конечно, сейчас ситуация отличается от 90-х, когда коммерсанты предпочитали платить криминалу, понимая, что их в любой момент могут затолкать в багажник, вывезти в лес и пытать. Сейчас все иначе. Тоже сложно, но – по-другому. Криминальные структуры пытаются легализоваться. Например, ввести своих людей в бизнес и контролировать денежные потоки легальных фирм. Это выявить и доказать гораздо сложнее, чем факты непосредственного бандитизма.
Нюанс еще в том, что показатели раскрываемости в полиции – основа основ. Чем выше раскрываемость, тем лучше. Однако к борьбе с оргпреступностью нельзя подходить с общими мерками. Потому что на поимку конкретной группировки может уйти и несколько месяцев, и год, и два года. Так что работу УБОПов оценивали по конечным показателям (пресечь не разовые преступления, а целую цепочку), как собственно и должно быть.
В органах Шульгин с 1998 года, с 2002-го – в УБОПе, затем – в шестом отделе угрозыска. Свою точку зрения он аргументирует так:
- В бытность УБОПов там были отделы с разными специализациями, но цель у всех была одна. И это правильно. Организованная преступность не бывает узко направленной. Здесь могут быть и бандитизм, и экстремизм, и коррупция, и наркотики, и оборот оружия… Поэтому «заходить» нужно с разных сторон, на чем-то обязательно удастся «поймать» - с поличным или по совокупности доказательств. Помните, за что посадили Аль Капоне? За неуплату налогов.
В истории владимирского УБОПа подобные «зигзаги удачи» тоже есть. Например, одну из группировок в «нулевые» взяли за незаконное изготовление и сбыт бланков платежек (на бензин, проживание в гостиницах и т. п.). Затем уже раскрутили всю цепочку их «подвигов» - от грабежей до серии разбоев и заказных убийств.
На ОПГ «черных риэлторов» Азада Мамедова оперативники тоже вышли в результате всего одной, но страшной находки - в 2013 году на обочине дороги обнаружили тело задушенной женщины. Как выяснили и затем сумели доказать в суде полицейские и прокуратура, с 2009-го по 2013-й мамедовская группировка совершила больше 20 преступлений против личности (в том числе пять убийств). Все члены этой ОПГ в 2016 году приговорены к длительным срокам. Но не исключено, что их сроки станут еще длиннее: в 2017 году начато расследование на предмет причастности банды еще к нескольким убийствам и мошенничеству с квартирами жертв.
P.S. «ВВ» поздравляют всех ветеранов УБОП и действующих борцов с организованной преступностью с круглой датой.
Прямая речь
Александр Забегалов, генерал-майор полиции в отставке, экс-начальник УБОП Владимирской области:
- Творчество лежит в основе любой оперативной разработки. Поэтому оперативник - человек творческий. Он всегда в контакте с людьми. Будь то преступники, подозреваемые, свидетели... Со всеми надо найти общий язык. Для этого необходим кругозор, эрудиция и артистизм.
Алексей Шульгин, заместитель начальника УУР УМВД Владимирской области:
- Может, это прозвучит пафосно, но главный критерий хорошей работы для нас – это когда объекты наших разработок несут заслуженное наказание. И когда люди, коммерсанты, которым они жизни не давали, говорят: «Вы закрыли банду – и нам стало легче дышать». Кстати, на моей памяти не было ни одного дела, бывшего в работе оперативников УБОП, которое бы не нашло подтверждения в суде.
Владимирские борцы с оргпреступностью с 1996 года по 2018-й расследовали 2834 преступления. Из них почти около 2000 дел — до момента упраздения УБОПов. При этом самым «урожайным» стал 1999-й год — 387 дел.
45 уголовных дел из 2834-х — возбуждались и расследовались по статье «Бандитизм» (9 дел в 2002 году, 7 - в дефолтном 1998-м, по 5 — в 1996-м и 2000-м), а 28 - организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем.