Истоки конфликта
В поселке Добрятино Гусь-Хрустального ситуация с безнадзорными животными острая. Вина в этом не столько сердобольных жителей, которые подкармливают дворовые выводки, а тех, кто стерилизовать питомцев считает «грехом».
Получив потомство от своих собак и кошек, они либо выбрасывают приплод на улицу, либо отдают «в хорошие руки». Но щенки и котята через какое-то время вновь оказываются брошенными.
Добавим животных, «забытых» дачниками, оставленных хозяевами после расформирования близлежащей воинской части - и получим стаи собак на улицах. Добрятинцы возмущены: животные выпрашивают еду у детей, возвращающихся из столовой в школу. Они крутятся у двух единственных предприятий поселка.
Жителей можно понять.
Долгие годы вместо того, чтобы решать проблему, власти ссылались на недостаток финансирования. Отмахивались от просьб жителей. Бездействие чиновников разделило поселок на две неравные части. Одни защищают животных, выступая за цивилизованное и постепенное снижение числа безнадзорных собак, строительство приютов и воспитание ответственного отношения к питомцам. Другие готовы взять ружья и палки и искоренить бродячих четвероногих.
Выход или вход?
Ситуация с безнадзорными животными остра для всей России. Из федерального и областных бюджетов выделяются средства для их стерилизации. Стерилизация и вакцинация - самые эффективные и гуманные способы снижения числа бродячих животных, их агрессивности и защиты людей от болезней, переносимых собаками и кошками.
А вот одномоментное их уничтожение ведет, как ни парадоксально, к увеличению поголовья и повышению агрессивности животных.
В 2018 году на решение вопроса с безнадзорными животными Гусь-Хрустальный район получил 241 тысячу рублей. На эти деньги власти долго не могли найти подрядчика на отлов и стерилизацию. По словам директора МКУ «Управление РПСХП», в чьи обязанности входит решение вопросов с мохнатыми бродягами, Евгения Скворцова, он долго искал предпринимателя, который согласится на проведение работ. Но тут кто-то (Скворцов не помнит, кто и почему) посоветовал ему ИП Выборнова О. С. из Тулы.
Запомним название этого ИП на будущее. Договор заключен. Полтора месяца назад компания провела отлов и стерилизацию животных в Курлово. Якобы все остались довольны.
Довольных после такой же операции в Добрятине не оказалось.
Жестокость за народные деньги
По договору речь шла о 21 собаке. Их должны были отловить, стерилизовать, вакцинировать и возвратить на место. Большой объем работ за небольшие деньги.
Гекатомба началась 16 октября. В поселок приехала машина с ловцами. Не утруждаясь лишними телодвижениями, «специалисты очистки» брали мирных животных, сук с месячными щенками, домашних питомцев, оказавшихся на улице. Когда их не хватило, стреляли из приспособлений по пугливым собакам. Все это - утром на глазах детей, шедших в школу, спешивших на работу жителей.
Животных бросали в кузов машины, как дрова. У зоозащитников возникло подозрение, что и изначально речь шла не о стерилизации животных, а об уничтожении.
Местная жительница Вера (фамилия есть в редакции) при отлове лишилась любимой домашней собаки. Ее муж лишь на несколько минут отлучился в магазин, оставив питомца за дверями.
Законный вопрос: «Зачем в тот день было выпускать на улицу домашних любимцев?» Зоозащитники и местные жители утверждают: объявлений об отлове не было. Глава администрации поселка Евгений Жарёнов клянется в обратном. Он готов показать фото с объявлениями на столбах.
- Я лично предупредил двух жителей об отлове, - говорит он.
Несколько домашних собак были увезены якобы в Тулу. Вера и другие потерпевшие звонили в администрацию района: мол, дайте координаты подрядчика. Евгений Скворцов сказал, что отловом занималось ИП Выборнов Василий Валентинович (а не ИП Выборнова О.С., как было сказано мне). Продиктовал женщинам номер телефона. По нему Веру и других жительниц уверили: собаки живы. Их возвратят в поселок через несколько дней.
Но животные так и не вернулись домой. А телефон перестал отвечать.
Зоозащитники Гусь-Хрустального, пришедшие на помощь активистам Добрятино, донимают Евгения Жаренова и Евгения Скворцова звонками и встречами. Грозят прокуратурой и уголовными делами за жестокое обращение с животными. Спустя неделю в Добрятино приехала машина, из которой буквально выбросили нескольких собак с бирками.
- В основном это были совершенно чужие собаки, - утверждает местный депутат и зоозащитник Альбина Шабунина. - Естественно, они стали вести себя агрессивно. Жители возненавидели животных еще больше. В мой адрес стали поступать угрозы о физической расправе. На улицах пошли разговоры об уничтожении псов подручными способами.
Но среди биркованных собак было и несколько местных.
- Все в ужасном состоянии, - говорит местная жительница Наталья. - Создалось впечатление, что их не кормили. Один щенок умер в тот же день. Другие пропали.
На обвинения зоозащитников Жаренов и Скворцов отвечают неискренним смехом:
- Мы что, собак подменили, что ли?
Не смешно, господа. После отлова собак в Добрятино многие активистки поселка стали получать угрозы увольнения, если не прекратят «искать правду». О проблеме они рассказывают «ВВ» на условиях анонимности.
- У нас сложно найти работу, - говорит Наталья. - И местные власти этим пользуются.
Разный подход
Есть обстоятельства, заставляющие нас больше верить зоозащитникам и скептически отнестись к словам чиновников. В администрации Гусь-Хрустального района вопросы обращения с безнадзорными животными вменены в обязанности первому замглавы Вадиму Жаркову. В разговоре о регулировании числа безнадзорных животных он стал рассказывать, что в законе есть норматив о возможности усыпления 10-20 процентов отловленных животных.
- В каком законе? - интересуюсь я.
Чиновник путается, ссылается на какие-то местные акты. Но таких цифр нет ни в федеральном законе, ни в областном, ни в районном.
В обоснование невозврата отловленных животных Жарков приводит январское решение Верховного суда РФ: в ответ на апелляционную жалобу жителя Ростовской области ВС РФ разрешил не возвращать здоровых неагрессивных бездомных животных в места их отлова. Значит ли это, что гусевские чиновники изначально не ставили перед подрядчиком задачи возвращения собак на места обитания?
Тогда зачем было обманывать людей?
- Власти не заинтересованы, чтобы на улицах было меньше безнадзорных животных, - утверждает зоозащитник из Гусь-Хрустального Николай Смотров. - Чем больше собак, тем больше аргументов для дополнительного финансирования отлова и уничтожения...
Другая активистка-зоозащитница Ольга Федотова более сдержанна:
- Мы постоянно встречаемся с представителями власти разного уровня. На словах чиновники выступают за цивилизованное решение проблем с бродячими животными. А на деле идут по самому простому пути. Мы много раз предлагали вести просветительскую работу с детьми и подростками. Если они будут ответственны в отношении животных, на улицах будет меньше брошенок. И люди будут довольны. Но нас не поощряют в подобной деятельности.
Тем не менее гусевские волонтеры сделали немало. Они активно помогают муниципальному приюту и приюту Николая Смотрова. Именно благодаря их усилиям местная ветклиника «Белый буль» сегодня выполняет работы по отлову и стерилизации 68 собак на территории города. Сроки контракта ограничены — до 28 ноября 2018 года. Все зоозащитники Гуся добровольно помогают им в этой работе.
- Для меня как представителя власти безразлично, кто выиграл аукцион на стерилизацию собак, - утверждает первый замглавы администрации города Гусь-Хрустального Геннадий Сигаев. - Главное, чтобы работы были выполнены согласно контракту. Но важность волонтерского движения трудно переоценить. Вопрос с безнадзорными животными нельзя решить только силами общественников или власти. Нужны совместные усилия.
Чтобы быть полноценными партнерами, зоозащитники Гусь-Хрустального добиваются создания при главе администрации города общественного совета по проблемам бездомных животных. В ответ на их инициативу мэр города Алексей Соколов предложил одному из активистов войти в уже существующий Общественный совет.
- Это нецелесообразно, - утверждает Ольга Федотова. - Проблема настолько животрепещуща, что ее невозможно рассматривать в общей куче городских вопросов. А пока в Гусь-Хрустальном ищут пути взаимодействия с зоозащитниками, в районе власти защитников животных прессуют.
- Я боюсь выходить из дома, - признается депутат Шабунина. - В администрации недвусмысленно крутят пальцем у виска — это обо мне. Вся моя деятельность рассматривается под микроскопом. Любить животных и выступать против жестокости, оказывается, - большой порок...