Зал полон - даже на балконе не было свободных мест. При беглом взгляде на публику было непонятно: пришли «на Филиппенко» или «на Солженицына»? Школьники, пенсионеры, мужчины в деловых костюмах и дамы в джинсах ждали начала действа.
На сцене - минимум отвлекающих моментов: черно-белая карта архипелага ГУЛАГ, табуретка со свечой и потемневшей бутылкой, лаконичный свет и одинокий актер.
74-летний Филиппенко вышел к публике небодрой походкой и хриплым голосом, впрочем, не утратившим особых «филиппенковских» интонаций начал. После первых «пробных» фраз ему что-то помешало и он спросил зал: «Есть какой-то шум? Немножко мешает... Ну да ладно».
Погас свет и в филармонию пришел «Иван Денисович». Актер на сцене с пачкой листов читает повесть. «Фонарь» высвечивает его фигуру, на полу его руки, захватившие бумагу с текстом, образуют тень-краб.
Иван Денисович путешествует по судьбе и своему одному дню. Филиппенко изредка перемещается по сцене: к зажженной свечке, к карте, чуть влево, чуть вправо. Тень-краб - за ним, становясь то меньше, то больше. Неловкое движение - листки чуть не выпали из рук. «Краб» вздрогнул, зал напрягся. Филиппенко справился.
Публика слушала. Минут через сорок голос народного артиста стал жестче, хрипотцы в нем поубавилось, монотонность чаще разбавляли интонационные взлеты. Публика внимала «аудиокниге». Кроме текста в зале ничего не было... Зато ничто не отвлекало от Солженицына, от страшного гулаговского быта и обитателей архипелага. Одним словом, «прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».
Ценители прозы нобелевского лауреата выходили после спектакля вполне «удоволенные». Да и остальные тоже ничего - «не заболели, перемоглись».
ТАК БЫЛО
Выступление Александра Филиппенко во Владимире было приурочено к 100-летию со дня рождения нобелевского лауреата Александра Солженицына. В филармонии к этой дате организовали выставку «Один день Александра Исаевича», посвященную приезду выдающегося русского писателя 1 сентября 1994 года в поселок Мезиновский Гусь-Хрустального района, где в середине 1950-х он учительствовал в местной школе. Автор работ - владимирский фотограф Геннадий Попов.
Читайте также: Во Владимирском академическом театре поставили «Раковый корпус»