На одном из недавних заседаний Владимирского горсовета при обсуждении городского бюджета на 2019 год депутаты заявили: по их мнению, труд ряда категорий сотрудников детских садов по закону должен оплачиваться из средств областного бюджета.
Председатель бюджетного комитета Владимирского СНД Леонид Фоменко рассказал, что во многих регионах России существует практика, подтверждающая: расходы по оплате труда всех работников дошкольных учреждений должны нести областные власти. Сейчас из региональной казны компенсируется только зарплата городских воспитателей. И, мол, в результате финансирования «несвойственных» муниципалитету полномочий, город теряет более 150 миллионов рублей.
Действительно, существует постановление губернатора области от 09.09.2013 № 998, согласно которому зарплата нянь из областных трат исключена. Соответственно региональный бюджет ее не субсидирует городу. Но странно, что эти претензии городские власти стали предъявлять АВО только сейчас, спустя 5 лет.
Мы обратились за комментариями к городским властям.
- Ни о какой «финансовой войне» городских и областных властей говорить неуместно. Но являясь городом-донором для всего региона, Владимир вынужден сводить городской бюджет с дефицитом, - сообщил «ВВ» начальник управления по связям с общественностью и СМИ мэрии Александр Карпилович. - Проблема вовсе не в качестве управления городскими ресурсами. Качество на высоте - Владимир уже не первый год входит в топ федерального рейтинга по прозрачности муниципальных закупок, а буквально на днях областной центр признан победителем регионального конкурса за эффективность муниципального управления. Но в силу совершенно объективных обстоятельств нагрузка на муниципальный бюджет постоянно растет. К примеру, в сентябре во Владимире ввели в строй ледовый дворец на проспекте Ленина, 79. Отлично! Но теперь требуется более 40 миллионов рублей на его обслуживание. Построили Лыбедскую магистраль — и город взял на себя расходы по ее содержанию. И таких примеров немало. Владимир развивается, расходы бюджета растут, а доходы, к сожалению, сокращаются.
Карпилович приводит цифры:
- Если пять лет назад доля налогов, собираемых на территории Владимира и остающихся в нашем муниципальном образовании, составляла почти 16 процентов, то сегодня - меньше 10 процентов, - говорит он. - И это при том, что и рубль не такой полновесный, как до кризиса. Согласитесь, брать банковские кредиты на выполнение обязательств и наращивать муниципальный долг - не самое рациональное решение. Поэтому город не только «затянул пояс», но и провел инвентаризацию расходов, чтобы разграничить часть расходных обязательств в соответствии с законодательством.
Итак, в мэрии считают, что оплата труда работников ДОУ, в том числе младших воспитателей, нянечек и уборщиц, - это полномочия области. Об этом же эмоционально говорят и депутаты Владимирского горсовета.
А глава администрации областного центра Андрей Шохин сообщил на недавнем заседании ЗС, что мэрия направила в АВО письмо о необходимости повышения бюджетной обеспеченности города Владимира и надлежащем исполнении бюджетных полномочий.
Владимирцы рассчитывают, что на проблему обратит внимание новый губернатор. Иначе обещают обратиться в прокуратуру. «Губернатор должен разобраться в этой ситуации и внести поправки в областной бюджет, чтобы младший педагогический и технический персонал уже в январе получил заработную плату из бюджета региона», - резюмировал Шохин на ЗС.
Городское сообщество встревожено: не случится ли так, что сотрудники дошкольных учреждений уже в январе останутся вдруг без зарплаты? Или денег, ушедших на их зарплату, не хватит, например, на что-то не менее важное, например, ремонт тех же ДОУ?
- Город не отказывается от исполнения своих полномочий. И все свои социальные обязательства, расходы по которым составляют 3/4 бюджета, мы, безусловно, выполним. Зарплату младший персонал детских садов получит вовремя. Ни в какую конфронтацию администрация Шохина ни с кем не вступает и вступать не собирается. Но вопрос об инвентаризации бюджетных расходов совершенно очевиден. Ножки надо протягивать по одежке. Город не должен финансировать обязательства, которые не относятся к полномочиям муниципалитета. И горожане справедливо рассчитывают на понимание региональных властей, - объяснил позицию мэрии Александр Карпилович.
У департамента образования АВО другая позиция.
- Муниципалитетам из областного бюджета, как того требует Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», выделяются средства на обеспечение государственных гарантий реализации права каждого ребенка на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, - комментирует «ВВ» ситуацию директор департамента образования АВО Ольга Беляева. - В этих средствах, рассчитанных по нормативам, заложены и деньги на зарплаты специалистов, которые обеспечивают образовательный стандарт, и деньги на учебные расходы. И эта субвенция всегда была, есть и будет.
То есть регион обеспечивает именно образование. А вот расходы на создание условий для организации образовательного процесса лежат на органах местного самоуправления. Это, например, содержание в порядке зданий детских садов, обеспечение условия пребывания там детей, присмотр за ними.
- В статье № 9, п. 3 ФЗ «Об образовании» четко прописано: расходы на содержание детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми — это полномочия муниципалитета, - считает Беляева. - При этом бюджет региона не только повысил на 8 процентов базовые оклады педагогов ДОУ и планирует повысить их еще на 5 процентов, но и выделил дополнительные средства для доведения зарплат до уровня минимальной оплаты труда. Например, базовые оклады у младших воспитателей очень маленькие, по 3 тысячи рублей. За счет средств областного бюджета их зарплата поднимается до 11 тысяч.
Что касается аргументов мэрии, Беляева считает ссылки на судебное решение по конкретной ситуации в других регионах не вполне корректными.
- Есть федеральный закон, и мы работаем строго по нему, - говорит она. - Если в каком-то регионе принимали дополнительные нормативные акты, которые повлияли на вердикт суда, то это не значит, что оно автоматически распространяется на остальные субъекты РФ.
И все же некоторые эксперты по вопросам бюджетных отношений считают, что нормы федерального законодательства сформулированы довольно обтекаемо. Это дает основания трактовать их по-разному. В случае, если мэрия Владимира сможет настоять на своем, следом от финансирования зарплат нянечек и техничек могут начать отказываться и другие муниципалитеты области. И тогда АВО придется снимать средства с других статей. Появится очень большая вероятность, что тогда придется урезать бюджетные транши муниципалитетам по другим программам и статьям.
Но в любом случае вряд ли такие сложные вопросы решатся внезапными публичными заявлениями. Тем более в момент, когда областной бюджет уже практически принят.