6 декабря 2018 в 16:27

Кто заплатит владимирским нянечкам?

Фото: Наталья Ларина
Мэрия Владимира считает, что нагрузку по оплате труда ряда сотрудников дошкольных учреждений должен взять на себя областной бюджет. Департамент образования администрации Владимирской области эту позицию считает спорной.

На одном из недавних заседаний Владимирского горсовета при обсуждении городского бюджета на 2019 год депутаты заявили: по их мнению, труд ряда категорий сотрудников детских садов по закону должен оплачиваться из средств областного бюджета.

Председатель бюджетного комитета Владимирского СНД Леонид Фоменко рассказал, что во многих регионах России существует практика, подтверждающая: расходы по оплате труда всех работников дошкольных учреждений должны нести областные власти. Сейчас из региональной казны компенсируется только зарплата городских воспитателей. И, мол, в результате финансирования «несвойственных» муниципалитету полномочий, город теряет более 150 миллионов рублей.

Действительно, существует постановление губернатора области от 09.09.2013 № 998, согласно которому зарплата нянь из областных трат исключена. Соответственно региональный бюджет ее не субсидирует городу. Но странно, что эти претензии городские власти стали предъявлять АВО только сейчас, спустя 5 лет.

Мы обратились за комментариями к городским властям.

- Ни о какой «финансовой войне» городских и областных властей говорить неуместно. Но являясь городом-донором для всего региона, Владимир вынужден сводить городской бюджет с дефицитом, - сообщил «ВВ» начальник управления по связям с общественностью и СМИ мэрии Александр Карпилович. - Проблема вовсе не в качестве управления городскими ресурсами. Качество на высоте - Владимир уже не первый год входит в топ федерального рейтинга по прозрачности муниципальных закупок, а буквально на днях областной центр признан победителем регионального конкурса за эффективность муниципального управления. Но в силу совершенно объективных обстоятельств нагрузка на муниципальный бюджет постоянно растет. К примеру, в сентябре во Владимире ввели в строй ледовый дворец на проспекте Ленина, 79. Отлично! Но теперь требуется более 40 миллионов рублей на его обслуживание. Построили Лыбедскую магистраль — и город взял на себя расходы по ее содержанию. И таких примеров немало. Владимир развивается, расходы бюджета растут, а доходы, к сожалению, сокращаются.

Карпилович приводит цифры:

- Если пять лет назад доля налогов, собираемых на территории Владимира и остающихся в нашем муниципальном образовании, составляла почти 16 процентов, то сегодня - меньше 10 процентов, - говорит он. - И это при том, что и рубль не такой полновесный, как до кризиса. Согласитесь, брать банковские кредиты на выполнение обязательств и наращивать муниципальный долг - не самое рациональное решение. Поэтому город не только «затянул пояс», но и провел инвентаризацию расходов, чтобы разграничить часть расходных обязательств в соответствии с законодательством.

Итак, в мэрии считают, что оплата труда работников ДОУ, в том числе младших воспитателей, нянечек и уборщиц, - это полномочия области. Об этом же эмоционально говорят и депутаты Владимирского горсовета.

А глава администрации областного центра Андрей Шохин сообщил на недавнем заседании ЗС, что мэрия направила в АВО письмо о необходимости повышения бюджетной обеспеченности города Владимира и надлежащем исполнении бюджетных полномочий.

Владимирцы рассчитывают, что на проблему обратит внимание новый губернатор. Иначе обещают обратиться в прокуратуру. «Губернатор должен разобраться в этой ситуации и внести поправки в областной бюджет, чтобы младший педагогический и технический персонал уже в январе получил заработную плату из бюджета региона», - резюмировал Шохин на ЗС.

Городское сообщество встревожено: не случится ли так, что сотрудники дошкольных учреждений уже в январе останутся вдруг без зарплаты? Или денег, ушедших на их зарплату, не хватит, например, на что-то не менее важное, например, ремонт тех же ДОУ?

- Город не отказывается от исполнения своих полномочий. И все свои социальные обязательства, расходы по которым составляют 3/4 бюджета, мы, безусловно, выполним. Зарплату младший персонал детских садов получит вовремя. Ни в какую конфронтацию администрация Шохина ни с кем не вступает и вступать не собирается. Но вопрос об инвентаризации бюджетных расходов совершенно очевиден. Ножки надо протягивать по одежке. Город не должен финансировать обязательства, которые не относятся к полномочиям муниципалитета. И горожане справедливо рассчитывают на понимание региональных властей, - объяснил позицию мэрии Александр Карпилович.

У департамента образования АВО другая позиция.

- Муниципалитетам из областного бюджета, как того требует Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», выделяются средства на обеспечение государственных гарантий реализации права каждого ребенка на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, - комментирует «ВВ» ситуацию директор департамента образования АВО Ольга Беляева. - В этих средствах, рассчитанных по нормативам, заложены и деньги на зарплаты специалистов, которые обеспечивают образовательный стандарт, и деньги на учебные расходы. И эта субвенция всегда была, есть и будет.

То есть регион обеспечивает именно образование. А вот расходы на создание условий для организации образовательного процесса лежат на органах местного самоуправления. Это, например, содержание в порядке зданий детских садов, обеспечение условия пребывания там детей, присмотр за ними.

- В статье № 9, п. 3 ФЗ «Об образовании» четко прописано: расходы на содержание детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми — это полномочия муниципалитета, - считает Беляева. - При этом бюджет региона не только повысил на 8 процентов базовые оклады педагогов ДОУ и планирует повысить их еще на 5 процентов, но и выделил дополнительные средства для доведения зарплат до уровня минимальной оплаты труда. Например, базовые оклады у младших воспитателей очень маленькие, по 3 тысячи рублей. За счет средств областного бюджета их зарплата поднимается до 11 тысяч.

Что касается аргументов мэрии, Беляева считает ссылки на судебное решение по конкретной ситуации в других регионах не вполне корректными.

- Есть федеральный закон, и мы работаем строго по нему, - говорит она. - Если в каком-то регионе принимали дополнительные нормативные акты, которые повлияли на вердикт суда, то это не значит, что оно автоматически распространяется на остальные субъекты РФ.

И все же некоторые эксперты по вопросам бюджетных отношений считают, что нормы федерального законодательства сформулированы довольно обтекаемо. Это дает основания трактовать их по-разному. В случае, если мэрия Владимира сможет настоять на своем, следом от финансирования зарплат нянечек и техничек могут начать отказываться и другие муниципалитеты области. И тогда АВО придется снимать средства с других статей. Появится очень большая вероятность, что тогда придется урезать бюджетные транши муниципалитетам по другим программам и статьям.

Но в любом случае вряд ли такие сложные вопросы решатся внезапными публичными заявлениями. Тем более в момент, когда областной бюджет уже практически принят.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
36 минут назад На дороге между Радужным и Асерхово машина вылетала с дороги в кювет
Выпавший снег спровоцировал волну аварий на дорогах Владимирской области. Так, 15 ноября аварийно-спасательный отряд АСС Владимирской области (первая дежурная смена) участвовал в ликвидации последствий ДТП за Радужным.
час назад Во Владимирской области в 2025 году отремонтируют 11 учреждений образования
В Минпросвещения передан список объектов, которые модернизируют в будущем году. Среди них - владимирская школа № 40, детские сады Мурома и Собинки, а также сельские учреждения образования, Муромская государственная инжен…