7 декабря 2018 в 09:35
  1. Культура

Отсечь лишнее: сколько стоит памятник

Фото: Наталья Ларина
Рынок скульптуры - один из самых непостижимых для большинства обывателей. Но, тем не менее, он активно развивается, невзирая ни на какие кризисы. А о его материальной значимости красноречиво говорят цены на самые знаменитые (не музейные – продаваемые) работы. Например, за «Указующего человека» Альберто Джакометти коллекционер заплатил больше 140 млн долларов, и это по сей день абсолютный рекорд. «На земле», конечно, все гораздо скромнее, однако денежные потоки от культуры вносят ощутимый вклад в экономическое пространство. «ВВ» с помощью эксперта — успешного владимирского скульптора Игоря Черноглазова решили разобраться в особенностях скульптурного рынка.

Монументы - редкость

Точных объемов скульптурного рынка в России вам не назовет никто, потому что, например, дешевые садовые гномы - это тоже скульптура, хоть и бесконечно далекая от настоящего искусства. Ледовые и песчаные композиции - тоже скульптура, хоть и недолговечная.

Потребитель-заказчик может заплатить несколько тысяч рублей за серийные фигурки из пластика, а коллекционеру не жалко и нескольких миллионов за фантазийные композиции из бронзы или камня. Объединить и просчитать такие разные формы не получится. Причем, как говорит Игорь Черноглазов, просчитать трудно не только общий объем рынка, но и заработок конкретного скульптора.

Сейчас во Владимирской области работают восемь скульпторов. Из них половина – во Владимире. Как и актерство, эта профессия не отличается стабильностью – слишком велика зависимость от наличия заказов. Игорь Черноглазов говорит, что заказов на малую городскую скульптуру (такую, как, например, на Георгиевской улице областного центра) может быть пять, а может быть и одна в год. Еще большая редкость - монументальная скульптура, как, скажем, памятник Александру Невскому возле планетария или многофигурная композиция на Октябрьском проспекте. Таких заказов вообще в жизни скульптора может никогда не случиться...

Однако, говорит мастер, есть обнадеживающая тенденция. Малые города все активнее развивают городскую скульптуру: «В каждом райцентре власти стараются сделать какое-то красивое место, где люди будут отдыхать». Впрочем, и тут не без экономических казусов - у муниципалов нет «серьезных» денег на скульптурные украшательства. Нанимают тех, кто готов работать за символическую оплату, а то и просто дарить свои творения. Конечно, для мастера такой заказ не так выгоден, но тоже приятен и в первую очередь из-за... рекламы: увидит работу какой-нибудь состоятельный любитель скульптуры и сделает заказ с адекватным вознаграждением.

Частные заказы кормят. Некоторые граждане к радости ваятелей считают идеальным подарком композиции с лицами родных и близких. Хотя, рассказывает Игорь Черноглазов, у владимирских богачей напрочь отсутствует желание самолюбования: своих бюстов ему не заказывал никто за всю его карьеру в нашей области. Но сложности с частными заказами все равно бывают: порой человек приходит не с темой, а уже с решением, какой должна быть скульптура. Но обычно, говорит Черноглазов, скульптор образ для своих работ выбирает сам.

Бронза камень точит

Важна ли известность скульптора для его заработка? Эксперт говорит: «Безусловно!». В создании имени хорошо помогают СМИ и публичные персоны. Так, легендарная Алиса Аксенова, назвала как-то Черноглазова «владимирским Церетели в хорошем смысле этого слова» и это «сыграло». Но без образования и портфолио скульптору не пробиться. Как ни хвали мастера, заказчику надо своими глазами увидеть, что ваятель не новичок, что уже успешно работал с камнем, деревом, бронзой… Поэтому даже самые известные скульпторы не пренебрегают участием в выставках и симпозиумах, что позволяет им и других видеть, и себя показывать, и портфолио наращивать.

Однако на рынок городской скульптуры все эти активности пока особо не влияют: «Работать приходится на той стоимости, которую дает заказчик». Если, конечно, дает. Например, сам Черноглазов недавно подарил бюст Сперанского в гипсе музею в Черкутино. Сейчас в мастерской вместе с ним трудится коллега Виталий Цагаришвили – над бюстом Героя Советского Союза Николая Каманина, предназначенного для Меленок. О цене вопроса не распространяется...

Время простоев, когда заказов мало, скульпторы обычно посвящают реализации собственных творческих идей. Игорь Черноглазов говорит, что такие работы тоже неплохо продаются.

Особая статья расходов - материал. Самый дорогой - камень, он дороже бронзы раза в два. На итоговую цену влияет стоимость доставки. Во Владимирской области ни мрамора, ни гранита не добывают. Кроме того, для нашего климата более дешевый мрамор мало подходит – чтобы он не чернел от влаги, за ним нужен постоянный уход. С гранитом и, тем более, бронзой все гораздо практичнее.

Доля мастера

Оригинальную скульптуру за короткий срок создать нельзя. Это всегда многие месяцы. Поэтому в цену заказа обычно закладывается маржа (заработок непосредственно мастера) - 25-50 % от общей суммы. Также в эти проценты входят затраты на сопутствующие работы (форма с модели, варка каркаса и т.д), стоимость материала и его доставку.

Игорь Черноглазов говорит, что при исполнении муниципальных заказов, которые, кстати, проходят через сито конкурсного отбора, всегда возникают подводные камни. Вроде все рассчитал, а тут выросли цены на металл и транспортировку. Это значит рост себестоимости и снижение гонорара скульптора. Так, кстати, получилось при изготовлении памятника провинциальным актерам на Театральной площади.

Счастливцев и Несчастливцев обошлись в 3 млн рублей. Работа над композицией длилась больше года. Эксперт называет работу в городе сложной: «Все должно вписаться в общий ансамбль. Изначально ты работаешь на заказчика, который озвучил тему. В данном случае я начал перечитывать Островского, поскольку с юности отношение к пьесе и к ее героям изменилось. Надо было заново вникнуть в материал. Это тоже часть работы. И ты никогда не останавливаешься на одном эскизе».

Читайте также: Город пропавших памятников

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Во Владимире открылась выставка Ирины Марц вчера в 14:25
В Центре пропаганды изобразительного искусства открылась выставка московского художника, члена-корреспондента Российской академии художеств Ирины Марц «Обитаемые пространства». На открытие выставки приехала сама Ирина М…
Во Владимирской области переоборудованы 13 кинозалов 23 января в 13:46
Под данным Минкультуры России, Владимирская область вошла в тройку лидеров ЦФО по темпу роста посещаемости кинозалов. Большое влияние на зрителя оказала программа по обновлению кинотеатров за счет субсидии Фонда кино.
Дирижер Губернаторского оркестра Артем Маркин создал детский коллектив 23 января в 12:35
Во Владимирской области появится симфонический оркестр из юных дарований. Прослушивания музыкантов проводил сам маэстро Маркин. В состав подающего надежды оркестра вошли 55 юных музыкантов – 23 инструменталиста из Владим…