21 декабря 2018 в 14:21

Уроженка Владимира открыла в Израиле неизвестное до сих пор изображение Христа

Фото: Марка Фурмана
Автор сенсации – Эмма Фанар, старший преподавателем кафедры истории искусств университета в Хайфе. Она работала в группе ученых, исследовавших руины византийского храма в национальном парке Шивта на юге Израиля в пустыне Негев.

Имя и работы Эммы Михайловны Мааян-Фанар хорошо известны в мировом научном сообществе. Но мало кто знает, что родилась она во Владимире. После окончания 23-й школы поступила на худграф нашего Педагогического института, а после четвертого курса, в 1991 году уехала в Израиль. Там окончила факультет искусств Иерусалимского университета. Специализируется на изучении Византии и христианства, в 2004 году она защитила докторскую.

Участвовала в научных симпозиумах в Европе, в университете штата Коннектикут (США) около года читала лекции. Летом 2006 года в Москве выступила с докладом в Третьяковской галерее на Международном симпозиуме, посвященном христианскому искусству Средневековья — и после этого заехала во Владимир. Побывала в родной 23-й школе, встречалась с друзьями.

Нынешнее открытие Эммы Фанар связано с археологией. В 20-х годах 1920-х годах прошлого века на руинах византийского храма в национальном парке Шивта на юге Израиля в пустыне Негев шли раскопки. В византийское время здесь была сельскохозяйственная община. Но на мозаику в храме, находившуюся в плачевном состоянии, ученые не обратили внимания.

- А я оказалась в нужное время в нужном месте, - говорит Эмма. – Свет в храме упал под нужным углом, и я вдруг увидела глаза образа. Это было изображение Иисуса Христа! Он смотрел прямо на меня. Он был частью фрески, предположительно - со сценой его крещения (так как рядом с ним нарисовано другое лицо, окруженное нимбом). Я приезжала в это место много раз и никогда не обращала внимания на тусклое, фактически стертое изображение. Оно было просто невидимо до того счастливого дня.

Первым, с кем Эмма поделилась открытием, был ее муж Дрор, талантливый израильский фотохудожник. Он сфотографировал изображение крупным планом. Используя специальную оптику, довел его до состояния, в котором Эмма Михайловна, а затем ученые и искусствоведы всего мира, увидели Христа.

Искусствоведы отмечают: в отличие от традиционных западных канонов облика Иисуса (с длинными волосами и бородой), изображение в Шифте показывает его в восточном стиле - с короткими вьющимися волосами, гладким, чисто выбритым лицом.

По мнению ученых, представление о внешности Иисуса со временем менялось. Вопрос о том, как реально выглядел Иисус, веками служит предметом дискуссий историков и искусствоведов. К XI веку в иконографии утвердилось три основных образа Христа. Первый – образ Христа-старца, который являлся в видениях пророкам еще до своего появления на земле. Второй – изображение Христа в образе ребенка. И третье – образ Христа средних веков, наиболее привычный для нас: длинноволосый, с окладистой бородой и пронзительными глазами образ Спаса.

Одна из древних и самых известных икон этого типа – синайская икона Христа VI века, где он изображен зрелым мужчиной лет 30–40 с вытянутыми чертами лица, с длинными волосами и с бородой. Но, утверждают исследователи, немало еще не открытых, не исследованных росписей.

И вот один из редких образов Христа открыла миру наша с вами землячка.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…