Лейтмотив законопроекта - позволить субъектам РФ постепенно перейти на новые правила обращения с ТКО отходами и по согласованию с правительством РФ в течение ближайших четырех лет использовать действующие объекты захоронения при условии, что они не представляют угрозы для экологии и здоровья людей.
Многие эксперты считают: на практике это означает, что основная суть «мусороной реформы» (прекратить использование несанкционированных свалок, заместив их новыми объектами, и запустить в действие прозрачные и понятные правила ведения дел и ценообразования в сфере ТКО в России). фактически откладывается.
В ОП РФ обсуждали: означает ли это остановку реформы? Какие последствия будут для населения, для региональных операторов, для власти?
К участию в совещании пригласили экспертов, представителей ассоциаций и отраслевых союзов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, чиновников. Полностью трансляция доступна здесь. Нас же интересует позиция, высказанная врио губернатора Владимирской области Александром Байером. Мы намеренно не комментируем его выступление, предоставляя читателям самим сделать выводы о точке зрения чиновника, отвечающего в регионе-33 за работу с ТКО. Вот выступление Байера:
«Я хотел бы сказать, наверно, о практике того, как мы взаимодействуем с жителями. И мне придется называть все названия регионов, и все названия компаний. Иначе это не будет интересно. И вот с чего начну.
Основная протестная угроза при работе с жителями Владимирской области – это угроза именно московского мусора. Так было в прошлом году. Некоторое время назад компания «Хартия» зашла в Александровский район. И эти же действия, соответственно, один из московских операторов «Эколайн» совершил.
Абсолютно - если говорить о ТБО - легальная деятельность. Приобрели полигоны, занимаются достаточно легальной деятельностью, повторюсь. Но протестные настроения достаточно сильные содрогали область в прошлом году и ожидаются и сейчас.
Да, на самом деле, это огромная работа. Очень много стереотипов у населения. Не хотят слышать ничего: ни будущего, ни текущего. И это одна из самых главных угроз. Для решения этой угрозы придется корректировать схему обращения с ТБО. Дай бог заработает закон, и полностью исключить появление в региональной схеме мусора из иных регионов до появления межрегиональных соглашений. Чуть позже об этом. Что касается запуска самой реформы внутри области... Владимирская губерния – одна из середнячков в этой части, полностью готова к реформированию. Однако не может похвастаться современными полигонами. Все это в будущем.
Прозвучавшая аналогия по капремонту поддерживается на все 100. Именно так и планируем работать с точки зрения взаимодействия с населением. Опыт есть, чиновничий опыт. Т.е. капитальный ремонт, наверно, в период запуска имел даже больший ажиотаж, чем сегодня. В этом смысле не видим огромных проблем. Проблемы есть всегда, но таких, которые бы ломали весь ход реформы, мы не обнаружили.
Теперь по доступности. Что касается ценового периметра, то в двух словах его можно рассказывать. Как скажешь, так и будет. С чем сравнивать, с какой базой мы сравниваем новые значения, которые мы определили? Если говорить о тонкостях подъема и изменения существенных отчислений: кто-то был на квадратном метре, кто-то подушно и т.д., то вырисовывается интересная вещь, что подъем платежа по области, в среднем можно называть 28 процентов по селу и 27 процентов - по городу. А можно в то же время сказать 88 процентов по селу и 77 процентов по городу. Это просто как играть с базой.
Можно совсем по-другому провести работу. Мы знаем, что из жилищной услуги это будет изъято и перейдет в коммунальный платеж. Так вот если к коммунальному платежу привязаться и забыть про жилищную услугу и сколько там растает благодаря действиям жилищной инспекции, то прирост коммунальной услуги – 9,9 процента. К таким подъемам за последние 15 лет население было готово ежегодноИ вообще ничего не произойдет. Вообще ничего! Если еще представить себе, что жилищная инспекция и управляющие компании отработают законодательство надлежащим образом, то этот процесс еще будет ниже.
Соглашусь, что отрасль, которую мы говорим, что мы формируем - она достаточно по правилам дикого запада была сформирована и до этого. И она сопротивляется, и она сопротивляется очень интересно. Один из моментов – постоянные передергивания цифрового потока, постоянные передергивания результатов установки нормативов. И мы видим в этом смысл, смысл расшатать эту реформу и не дать ей стартануть. Боюсь, что у этого есть конкретный бенефициар, я имею в виду как класс.
Ну а что в будущем? Как мы в будущем будем работать? Вот один простой пример. Я только что сказал, что основная наша проблема – это протестные настроения по московскому мусору. Помечтаем немного. Будущее наше по работе с жителями возможно только в запущенном законе, т.е. тогда, когда все его нормы заработают. Почему? Да потому что если выйти на межрегиональные соглашения и легализовать необратимый поток московского мусора, то можно говорить уже о том, что строительство современных полигонов будет вестись без существенных ударов, а именно ценового характера для населения области.
Этого еще не делал никто. Я думаю, что к этому когда-нибудь подойдут. Но если мы постоянно будем отодвигать закон, то это будущее будет отодвигаться годика на полтора от запуска закона. И мы будем вынуждены называть самой главной сложностью, о которой я сказал в первом пункте».