«ВВ» встретились с человеком, который «дедморозит» уже больше десяти лет, - актером Владимирского академического театра драмы Алексеем Куликовым, и поговорили с ним о том, почему наши люди так любят Новый год со всеми его атрибутами и не трудно ли создавать праздник для незнакомцев.
- Алексей, полдекабря и треть января вы выступаете на елках. Это ведь очень утомительно...
- В день у меня по четыре-пять елок, две - непосредственно в театре, остальные выступления чаще всего в детсадах. Насчет утомительно так скажу: моим партнерам по елкам тяжелее. Анна Зайцева, Лера Емельянова, Инга Галдина, Наталья Демидова, Анатолий Шалухин, - все ребята не только на елках со мной хороводят, но и заняты в новогоднем спектакле «Алиса в стране чудес».
- Дед Мороз - сложная роль?
- На этом празднике она главная. Ее сложность в том, чтобы не допускать «чеса» - не торопиться, вести себя основательно, даже если это у тебя двадцать пятая елка по счету, иначе у детей пропадет ощущение сказки. Это в ресторане надо «зажигать» - для взрослых. А детям нужно только одно — твоя готовность подарить свое внимание каждому. Они готовы принять сказку, которую ты им предлагаешь. Настолько открыты, что им даже наличие бархатной шубы и всего остального не важно. Борода из ваты тоже сработала бы!
В моем детстве елки проходили иначе — их было мало и все с переаншлагом. Ребятня массовкой топталась в пародии на хоровод с криками «елочка, гори», а потом - с билетиком к окошку за подарками. И все. К Деду Морозу и Снегурочке мне, например, в детстве ни разу подступиться не удалось. Сейчас - иначе. У нас получается уделять внимание всем малышам, фотографироваться с ними, разводить их в большой хоровод. И видеть лицо каждого ребенка. Мне кажется, это важно. Воспитанные на вере в Деда Мороза, дети всегда подходят и пытаются обняться. Порой шагнуть не могу, потому что со всех сторон малыши обхватили.
- Почему люди так носятся с этой новогодней символикой?
- Потому что все мы, невзирая на возраст, хотим верить в чудо. В то, что мечты сбываются, а завтра будет лучше, чем сегодня. Новый год - апофеоз этой веры в сказку... или в счастливую развязку. А в каждой сказке есть отрицательные и положительные персонажи. Дед Мороз - главный носитель добра, «сбычи мечт» и подарков. Поэтому он важен.
- Все же знают, что подарки под елку родители кладут.
- Не факт. У меня были случаи, когда дети в 13, в 15 лет верили, что подарки в мешке им Дед Мороз приносит. По-моему, для ребенка — это очень хорошо: как можно дольше верить в Деда Мороза. Но в целом дети, конечно, меняются. Все веяния современности с ними - пальцы на телефонах разминают, селфи делают, в качестве подарков смартфоны и ноутбуки заказывают. Хотя стихи все равно читают. Причем если не собственного сочинения, то преимущественно тех же классиков из СССР. Не знаю, почему так: то ли современных авторов того же уровня нет, то ли родители учат детей тому, что сами учили, а новых книг не покупают...
- А хулиганить на елках дети пытаются?
- Хулиганить пытаются не только дети. Если праздник для взрослых в ресторане, то там почти обязательная программа: на определенном этапе попытаться утащить Снегурочку и оторвать Деду Морозу бороду. Если елка детская, то обязательно найдутся ребятки, которые захотят подергать за бороду или посох отнять: «Он у тебя не настоящий!». В таких случаях приходится объяснять, что я - дед волшебный и могу сделать так, что подарков они не получат. Перспектива санкций срабатывает.
- Насчет стихов «собственного сочинения» - если бывают корявые или смешные, как удается не засмеяться?
- Кто сказал, что удается? Благо, борода густая. А если серьезно, то смотреть на этот детский энтузиазм, чувствовать их энергетику всегда здорово. Неважно, какие стихи. Важно, что ребенку в радость их тебе рассказать. Хотя один раз был курьезный случай. Уже после представления и фотосессии подходит ко мне бабушка с ребенком лет десяти: «Можно внучек вам стишок прочитает?». Конечно, говорю, читай, малыш. Ничто, как говорится, не предвещало беды. И тут мальчик торжественно объявляет: «Мцыри!». И как пошел чесать всю поэму! Вот благодаря этому мальчугану еще раз Лермонтова вспомнил.
Гораздо хуже, когда некоторые родители на елках ведут себя так, будто на празднике есть только их дети. Отталкивают чужих малышей, протискивают своих чуть ли не по головам. Зачем? Мы сфотографируемся и поговорим с каждым! Но нет же! Несется такая мамочка вперед, как будто только ее ребенок значим, и даже не замечает, что ее сыну или дочке от такого энтузиазма не комфортно.
- Алексей, а вам не рано играть такого возрастного персонажа? Не досадно, что за бородой и шубой фактуру приходится прятать?
- Ну, я и Кощея играл. А самый первый мой старец был вообще в дипломном спектакле. Так что досады не было никакой. Меня так воспитали, что любая роль (большая, маленькая, характерная, комедийная и т.д.) - это роль, которой нужно отдаваться в полной мере. Вот что дали, то и играй как следует. Поэтому для меня все роли значимы, а не только героев-любовников.
- Но персонификация ролей прямо зависит от внешних данных... Вон Брэд Питт никогда не сыграл бы Тириона Ланнистера!
- Может, Брэду Питту конкретно в этом смысле не повезло - ему эту роль просто не предложили. А как бы он ее сыграл, знает только Брэд Питт.
- Можно пожелания читателям «ВВ» от главного Деда Мороза Владимира?
- Мое главное пожелание всем владимирцам — верьте в чудо и не бойтесь как можно дольше оставаться детьми.