Условия для бизнеса продолжают ухудшаться
Статистика, «очищенная» от инфляции, не обнадеживает. По Владимирской области снизился не только индекс промышленного развития. Есть и другие тревожные маркеры. Например, потребление электроэнергии упало по году до 88 %. Руководитель Владимирстата Александр Быков уверен, что это нельзя списать на повышение энергоэффективности - речь идет об остановке части промышленных мощностей.
Повышение налогов, постоянный рост тарифов, дорогие кредиты для своих и «зеленая улица» иностранным конкурентам - вот то, что, по мнению промышленников, подрывает устои отечественного производителя.
- Проблема не только в плохих условиях для развития промышленности, а в том, что они продолжают ухудшаться, - сказал председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин.
Председатель комитета ТПП РФ по легкой промышленности Андрей Разбродин обратил внимание на то, что большинство ведомств, от которых зависит индустриальное самочувствие страны, подконтрольны государству. Это либо федеральные ведомства, либо «окологосударственные монополии». А потому и тарифы, и налоги вполне могут быть отрегулированы государством так, чтобы не становились непосильной гирей для производственного сектора экономики.
- Налоговики отчитываются, что они ежегодно собирают на 30 % больше. А в результате у предприятий растет задолженность по платежам в бюджет. При стагнирующей экономике это напоминает стратегию баскаков: выкачать как можно больше, чтобы не давать развиваться потенциальному противнику, - поддержал коллегу Бабкин. - Существующие программы господдержки промсектора работают только в отдельных отраслях и не сопоставимы с увеличивающимся прессингом на промышленность. Размер поддержки – около 2 %, а только налоговая нагрузка – уже 52 %.
Да и размеры господдержки сокращаются.
- Для предприятий легкой промышленности в прошлом году суммарно было выделено из бюджета 3,1 млрд рублей, а на 2019 год запланировано 2,2 млрд рублей, - привел пример Разбродин. - Наши предприятия на нашем же рынке занимают долю меньше 18 %. А должны закрывать около 40 %. Мы сегодня ориентируем все отрасли на экспорт. А легкой промышленности хотя бы свой рынок завоевать.
Как аукается НДС
Есть, впрочем, и в легкой промышленности успешные экспортеры. Такие как ОАО «ХК «Владимирский текстиль». Хотя и на этом предприятии в будущее смотрят без энтузиазма.
- Мы 50 % парусины производим на экспорт. А возврат НДС происходит только через месяцев, - сетовал гендиректор этого предприятия Павел Харитонов. - При этом занять средств для пополнения оборотки или для развития в банке - тоже не вариант. Политика ЦБ заставила все банки работать по суперконсервативным сценариям, без всяких рисков. А любое промышленное предприятие всегда подразумевает риски.
Повышая НДС, правительство обещало улучшить администрирование этого налога, сократить сроки возврата, убрать избыточные барьеры. Но обещания пока не исполнены.
От налоговых нововведений страдает и малый бизнес. Депутат ЗС Владимирской области Игорь Лашманов передал руководителям ТПП РФ просьбу от представителей МСБ региона повлиять на планы Минфина запретить в этом году применение спецрежимов для продавцов маркированных товаров.
- Это резко усилит затраты на ведение бизнеса, и для многих станет непосильным, - считает депутат.
Рост тарифной и налоговой нагрузки самым пагубным образом сказывается на инвестициях в основной капитал.
- Между ростом налогов и снижением инвестиций можно ставить знак равенства. Мы в этом году из-за повышения НДС заплатим в бюджет на 120 млн больше, - поведал гендиректор компании RALF RINGER, фабрика которой работает во Владимире, Андрей Бережной. - Откуда мы их возьмем? С тех средств, которые шли на инвестиции, с инвестиционных статей. Если бы повышение налогов шло на растущем рынке, при расширении продаж... Но спрос сокращается. Можно, конечно, нарастить производство. И все знают, как это сделать. Кто-то должен уйти с рынка, а другой занять его место. Но для этого тоже нужна воля государства. Без защиты своего производителя с помощью квот и пошлин от конкуренции с импортом ничего не получится.
Уголовная ответственность за фальсификат
Эксперты считают, что производство продовольствия в России реально увеличить в три раза, если убрать с рынка пищевой фальсификат. Президент ТПП Владимирской области Иван Аксенов предложил даже ввести уголовную ответственность для тех, кто делает заведомо некачественную продукцию.
В первую очередь от таких производителей, заменяющих натуральные отечественные компоненты на дешевый импортный «заменитель», страдают социальные учреждения: больницы, где закупки идут по 44-ФЗ и ориентируются на наиболее низкую цену. Во Владимирской ТПП инициировали более 30 исков против недобросовестных поставщиков. Выиграли 26 дел. Вернули в бюджет несколько миллионов рублей. Но чтобы искоренить проблему, необходим системный подход.
- Нужно внедрить институт обязательной преквалификации производителей при проведении торгов на продукты для соцпитания. Чтобы заранее было известно о производителях, чьи товары заявлены на торги, молоко он производит или его фальсификат, - убеждал коллег Аксенов, попросивший провести отдельное заседание ТПП РФ, посвященное именно проблемам, связанным с 44-ФЗ.
- Да у нас ни одно заседание Комитета Госдумы не проходит без внесения изменений в 44-ФЗ. Он настолько уже весь в изменениях, что пора писать новый закон, - ответил ему член Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Пантелеев.
Три кита стратегии промышленного развития
Главный тормоз развития экономики депутат Пантелеев видит в перекосах финансово-кредитных механизмов.
- Госполитика развивает и укрепляет банковский сектор, куда уже вложено более трех триллионов бюджетных денег, выкачивая деньги из реального сектора. В прошлом году прибыль банковского сектора составила более триллиона рублей, а промышленность в убытках. Необходимо покончить с политикой изъятия денег из реального сектора и развития спекулятивной экономики, - настаивал Пантелеев.
- Во всем мире основной источник инвестиций - заемные средства, а в России все наоборот, предприятия с трудом собирают собственные средства для инвестиций. 90 % финансового рынка это банки, а их доля в инвестициях – только 11 %, - подчеркнул председатель ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза.
Доступные кредиты, стимулирующая налоговая политика и разумный протекционизм – на этих «китах», по мнению членов ТПП РФ, должна строиться стратегия промышленного развития России. Без этого не будет и роста национальной экономики. Смогут ли аргументы членов ТПП убедить правительство изменить вектор развития промсектора, покажет время. Ну а к чему может привести сокращение промсектора, на примере из истории нашего региона проиллюстрировал председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин: с 1990 года производство в регионе тракторов, экскаваторов, двигателей снизилось в десятки раз, упали и показатели грузовых перевозок, а в результате и население области сократилось на 17 %.
Ранее мы писали: Промышленность Владимирской области почти остановила рост