Специально для участия в круглом столе из Москвы приехал глава секретариата Союза журналистов России Денис Токарский. Он сразу расположил к себе владимирских собеседников тем, что хорошо знает о жизни «за МКАДом». Ведь Токарский — выходец с Урала, в профессиональной среде известен как издатель еженедельников «МК-Урал», «МК в Перми» и «Аргументы Недели – Прикамье», владелец интернет-газеты «Вечерние Ведомости». К тому же, Денис считает, что с репутацией журналистов в регионах ситуация лучше, чем в столице.
С владимирской стороны на «круглом столе» были представлены подразделения по СМИ администрации области и Заксобрания, редакции сетевых изданий «Зебра-ТВ», «ПроВладимир», «Призыв-ТВ», газет «Владимирские ведомости», «КП-Владимир», «Томикс», районной газеты «Маяк» (Вязники). Пришли и ученые-обществоведы из Владимирского филиала РАНХиГС, известные в медиа-среде, — политолог Роман Евстифеев и Дмитрий Петросян. Пригласили также студентов и преподавателей владимирских вузов.
Модератор дискуссии, председатель областного комитета общественных связей и СМИ Григорий Белов отметил, что в обществе есть запрос на СМИ с хорошей репутацией, которую дает честная и высококачественная журналистика и доверие читателей.
Белов считает, что Союз журналистов России мог выступить в роли своего рода СРО, как это уже принято в строительстве.
- Почему бы не создать что-то вроде рейтингового агентства в сфере СМИ под эгидой СЖ, - предложил Белов.
Надо только решить, какие критерии будут у этого репутационного рейтинга СМИ. А это непросто. Может быть, учитывать количество проигранных и выигранных редакцией СМИ судебных процессов по поводу своих публикаций? Или число жалоб на СМИ?
Предложение Гигория Белова оказалось созвучно с тем, над чем всерьез работают в руководстве СЖ России, как рассказал Денис Токарский.
Он заметил, что журналистика очень желанная профессия для выпускников школ.
Чем и как измерить доверие и оценить репутацию СМИ? Вокруг этого вопроса и вращался разговор.
Сергей Головинов из «Зебра-ТВ» тоже высказался за рейтинг СМИ, который помог бы и рекламодателям сориентироваться в размещении рекламных доходах. Ведь нужно не забывать о том, что при всей честности СМИ должны и зарабатывать, быть успешным бизнесом.
- Принцип построения нашего частного издания в том, что репутация журналистского коллектива успешно «монетизируется», - заявил Головинов.
Однако некоторые сочли, что такое многолетнее складывание позитивной репутации не всем по силам.
Много говорили о неоднозначности показателей читательской популярности. Ведь часто количество просмотров в Интернете у скандальных новостей намного выше, чем у серьезных проблемных материалов, как напомнила Анна Дектярева из «КП-Владимир». Тем более что существуют нечестные технологии «накрутки» посещаемости сайтов.
Главный редактор вязниковского «Маяка» Никита Ефимов рассказал об особой близости журналистов районного газеты с читателями, которые свое мнение о СМИ высказывают прямо на улице при встрече.
Некоторые участники дискуссии призывали к солидарности и конструктивному общению журналистов разных СМИ для повышения качества работы и улучшения репутации профессии. Объединяющей площадкой мог бы стать Союз журналистов.
На мой взгляд, СЖ мог бы активнее поддерживать и ставить коллегам в пример журналистов с личной высокой репутацией. Особенно это важно высвечивание таких личностей в профессии в качестве нравственного ориентира для журналисткой молодежи,
Социолог Дмитрий Петросян считает, что в обществе очень низок уровень доверия к СМИ, ниже он только у депутатов и политических партий. Однако при этом очень многие являются потребителями информации из СМИ, составляют свой круг телеканалов, сайтов, газет, которым доверяют больше.
Однако Петросян высказал опасение, что любой рейтинг по принципу репутации может стать орудием политического давления на СМИ.
Денис Токарский сказал на это, что СЖ отмечает лучших коллег своими творческими премиями. Причем, намерен больше отмечать таким образом достойных коллег именно в регионах.
Политолог Роман Евстифеев видит большую проблему в том, что редакции СМИ плохо знают запросы целевой аудитории своих изданий. И тут нужны не интуитивные догадки, а серьезные исследования предпочтений людей.
Беседа и закончилась упованием на ученых, которые могли бы помочь журналистам своими исследованиями в повышении доверия к СМИ.
Надо полагать, этот «круглый стол» стал только началом предметного обсуждения репутации СМИ. Все здравые идеи на эту тему, по словам Дениса Токарского, в Союзе журналистов России приветствуются.