В сельских школах, а их у нас 170, кадровый вопрос так остро не стоит. Половина из них — малочисленные, малокомплектные, и есть тенденция к сокращению числа учеников. В некоторых районах области вообще нет вакансий в сельских школах, в каких-то — единичные. К примеру, в Меленковском районе — требуются три учителя, в Селивановском — два. В округе Муром практически нет вакансий. Здесь новичкам платят подъемные деньги плюс компенсируют оплату за съемное жилье. В Радужном и Гусь-Хрустальном районе учителям вообще дают квартиры.
Однако пока прогноз на будущее не очень благоприятный, поскольку в целом по области более 30% учителей — пенсионного возраста, в любой момент они могут заявить об уходе. Педагогов моложе 30 лет — всего 25 %, и этого, по словам директора департамента образования, мало. Каждый год вакансии пытаются закрыть в августе выпускниками педагогических вузов и колледжей. Кстати, последние три года ряды учителей пополняют порядка 170-200 молодых специалистов. Но удерживаются немногие.
- Молодые директора школ успешно собирают молодые команды, - констатирует Ольга Беляева. - Сложнее со сложившимися, состоящими из педагогов старой закалки коллективами. Они не всегда дружелюбно принимают одного-двух молодых учителей, которые приходят в школу. Потому необходимо возродить наставничество.
Но психологическая помощь сегодня нужна не только молодым учителям, но и ученикам, и их родителям. К сожалению, обращений по поводу конфликтов в школах в департамент образования в последнее время стало поступать заметно больше. Поэтому во Владимирской области будет открыт дополнительно 21 центр психолого-педагогической поддержки для родителей, куда они смогут обратиться с любой проблемой. Сегодня же в школах региона работают 250 психологов, 170 специалистов в детских садах и 100 - в учреждениях дополнительного образования. Этого тоже мало, в связи с этим будет создаваться служба внештатных педагогов-психологов.