В общем, тяжелый хлеб и без маслица. Однако при явных трудностях экономического (а порой и политического!) порядка ремесленничество не исчезает вовсе. Неужели из-за любви к искусству тянут лямку мастера-умельцы - хранители традиций, опора скреп? Или есть вполне обоснованные рублем предпосылки сохранения промыслов?
Перекличка мастеров
Подкованный краевед навскидку назовет несколько промыслов, составивших региону славу, среднестатистический владимирец вспомнит лишь про хрусталь и мстерские шкатулки. Между тем, по данным департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг АВО, во Владимирской области зарегистрировано 18 предприятий и ИП, основным видом деятельности которых определен ОКВЭД 32.99.8. «Производство изделий НХП». География: Владимир, Кольчугино, Вязниковский (пос. Мстера), Суздальский, Юрьев-Польский, Киржачский и Александровский районы.
Конечно, промыслы и ремесленники есть и в других территориях, но статуса, позволяющего претендовать на положенные по закону для НХП преференции они не имеют. Основными видами деятельности, например, для «Гусевского хрустального завода» или «Шёлковой коллекции» выбраны отнюдь не промыслы. Правда, как говорит заведующая отделом развития НХП упомянутого департамента Анна Знатнова, сейчас эти «предприятия проводят работу по изменению ОКВЭД для получения всесторонней государственной поддержки».
Справедливости ради отметим, не все ремесленники про поддержку государства вообще слышали. Работают, выставляются, мастер-классы проводят и... пытаются выжить.
Слово - гончару
Технология изготовления керамики в селе Коровино Меленковского района внесена в реестр нематериального культурного наследия Владимирской области. Поддерживает промысел семья Малаховых. Десять лет назад они стали лауреатами региональной премии в области культуры, искусства и литературы. Глава семьи Алексей Михайлович и его сын Михаил имеют звание «мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Владимирской области».
Малаховы - активные участники международных, всероссийских, межрегиональных, областных, районных выставок, конкурсов и фестивалей. На недавнем фестивале во Владимире «Реки-Руки» коровинские мастера тоже представляли свои работы. Алексей Малахов-младший крутил гончарный круг, и к нему на мастер-класс неизменно выстраивалась очередь из желающих. Для посетителей феста урок бесплатный. Для семьи, пояснил гончар, фестиваль - возможность для продажи и рекламы. За эту возможность Малаховы платят - не деньгами, а трудом. Так выгоднее, потому что в последнее время спрос на продукцию ремесленников падает, тратить средства на «входной билет» с расчетом, что отобьешь продажами и платным мастер-классом, рискованно.
- Гончарным промыслом занимаемся всей семьей - родители и мы, два брата, - рассказывает Алексей. - Михаил оформил ИП, а я у него - единственный работник, он платит за меня налоги. Работаем по «упрощенке», но зарегистрированы не как НХП. Основной вид деятельности - ОКВЭД
23.49 «Производство прочих керамических изделий».
Никаких льготных кредитов Малаховы не брали, тендеры и гранты тоже, по словам Алексея, прошли мимо.
- Возможно, мы просто не владеем информацией, - вздыхает мастер. - На поддержку мало рассчитываем - в основном на свои силы. Не мешали бы только... обстоятельства.
Воспользоваться шансом
Между тем альтернатива «варки в собственном соку» есть. С января 2017 года в регионе-33 действует Закон «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности во Владимирской области». За помощь ремесленникам отвечает департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг. В частности, на его специалистов возложена информационно-методическая поддержка промысловиков и ремесленников, содействие в продвижении и сбыте их продукции. Основной инструмент - ярмарки и выставки.
- За последнее время организовано участие предприятий НХП и ремесленников региона во всех крупных выставочных мероприятиях различного формата - более 40 выставок, презентаций, ярмарок, - рассказывает Анна Знатнова.
При департаменте создано несколько фондов, которые могут помочь предприятиям НХП с микрозаймами на расширение бизнеса (со второго квартала 2019 года - до 5 млн рублей на срок до трех лет под 4,5% годовых), льготным лизингом, поручительством по кредиту.
Помимо региональной помощи, предприятия, включенные Минпромторгом в «Перечень предприятий народных художественных промыслов», могут рассчитывать на субсидии из федерального бюджета. Таковых в области несколько: «Мстерский ювелир» и «Центр традиционной мстерской миниатюры», ГХЗ и ООО «Ковровская глиняная игрушка». Законодательная база предусматривает возмещение им части понесенных затрат на производство, продвижение, обслуживание кредитов и прочее: от 30% до 90% (ежемесячно) и на возмещение 90% отчислений на страховые взносы в ФСС, ФОМС и в ПФР рабочих (ежеквартально).
Культура или бизнес?
Могут ли НХП при сегодняшних условиях быть прибыльными? Или все же вопрос существования и процветания промыслов лежит в плоскости социально-культурного бытия, национального самосознания и культурного суверенитета, но никак не в экономической?
Экспертные мнения на этот счет разнообразны.
- Народные промыслы - это бренды, часть экономического потенциала области. А как мы знаем, любой бренд должен стать туристическим и работать на привлекательность региона, - уверена Анна Знатнова. - А если умело вести предпринимательскую деятельность, пользоваться всевозможными мерами поддержки и активно продвигать свое творчество, то народные промыслы могут стать отличным источником как морального, духовного, так и материального благосостояния.
- Прежде всего, следует разделять понятия «туристский сувенир» и «изделие народных художественных промыслов». Они пересекаются, но не тождественны, - говорит Игорь Каверзин, председатель комитета по туризму АВО. - Не всякое творение мастера будет востребовано туристами, при этом оно, безусловно, не потеряет своей культурной и художественной ценности. Считаю, что в стратегии сохранения и развития промыслов и мест их бытования нужно находить «золотую середину»: ориентироваться на рынок, идти навстречу спросу в формировании ассортимента и за счет полученной экономической выгоды при поддержке государства развивать историко-культурную составляющую НХП. Ни один промысел в мире не приносит миллиарды. Рост прибыли в НХП не может быть самоцелью.
ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА
Микрокредитная компании «Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области». Срок договора микрозайма не более 36 месяцев. Размер микрозайма не более 5 млн рублей.
Контактное лицо: Наталья Геннадьевна Артемова. Тел. (4922)77-87-15.
Гарантийный фонд Владимирской области. Размер поручительства составляет до 70% от суммы обязательств по договору. Размер вознаграждения за предоставление поручительства составляет 0,75% годовых от суммы поручительства. Сумма - до 25 млн рублей.
Контактное лицо: Сергей Александрович Сидорин. Тел.(4922)32-22-60.
Фонд «ВладимирЛизинг». Ставка удорожания от 3% годовых, авансовый платеж от 15% до 49% (без НДС) стоимости предметов лизинга.
Контактное лицо: Елена Александровна Древалева. Тел. (4922) 77-96-33.
Фонд развития промышленности. Льготные займы субъектам МСП - размер займа от 20 млн рублей до 100 млн рублей, процентная ставка 5%, срок займа до 5 лет; наличие софинансирования проекта со стороны заявителя, частных инвесторов или за счет банковских кредитов в размере не менее 50% общего бюджета проекта.
Контактное лицо: Лилия Евгеньевна Голубцова. Тел. (4922) 77-87-16.