Именно Щукин как специалист с незыблемым авторитетом представлял Россию в Международной комиссии по допингу в 1990-х. Работал с биатлонистами Словении и Польши. Был врачом футбольных клубов - столичного «Спартака», «Москвы» и владимирского «Торпедо».
Несколько лет назад Анатолий Афанасьевич переехал в тихий Суздаль, но набранная за жизнь скорость не позволяет расслабиться. Щукин по-прежнему активен и бодр, он в прекрасной профессиональной форме, готов щедро делиться опытом и знаниями с молодыми коллегами. И по-прежнему краеугольный камень его философии - стремление помочь людям.
- Анатолий Афанасьевич, среди ваших пациентов были и олимпийские чемпионы, и простые люди, перенесшие травму или заболевание. Подходы в восстановительном лечении отличаются?
- Во-первых, есть социальная реабилитация, когда требуется вернуть качество жизни, трудоспособность, и спортивная реабилитация, задача которой восстановить спортивную форму. В психологическом плане для меня как врача нет дифференциации, хотя вторая задача гораздо сложнее, амбициознее. Но я просто пытаюсь понять пациента, выяснить, что он хочет от жизни. Я дружу с пациентами. По опыту знаю, в любом возрасте человек хочет двигаться, чувствовать свою нужность, чем-то заниматься, чего-то достигать. И у врача здесь благородная миссия - помочь выстроить жизнь пациента, пройти с ним путь от недуга к здоровью, а если надо - к спортивным достижениям. В любом случае подход строго индивидуален: по нагрузкам и восстановлению, по эмоциональному состоянию.
- Более десяти лет вашей карьеры связаны с биатлоном, вы работали в том числе и с олимпийской сборной России. Трудно находить общий язык со звездами спорта и их наставниками?
- Все ребята и тренеры с уважением относились. Мы работали на результат, результат был. В Альбервилле в 1992-м женщины впервые разыграли медали в биатлоне на Олимпийских играх. Первой олимпийской чемпионкой стала Анфиса Резцова - уроженка Владимирского края, она выиграла спринт. Конечно, победа дает эмоциональную удовлетворенность спортсмену. Это важно, даже для такого бойца, как Анфиса, безусловный лидер.
А вообще у нас была очень дружная команда. Приятно, что сегодня в сборную вернулись специалисты, с которыми мне посчастливилось поработать, - Хованцев, Гурьев.
- А из сегодняшних российских биатлонистов кто способен выдать результат?
- Я бы выделил Светлану Миронову и Ирину Казакевич. И владимирский парень Алексей Слепов - талантливый спортсмен, ему бы побольше собранности и везения. Он слишком хочет выиграть, а в биатлоне не надо хотеть - вышел и делай то, что ты можешь. Вот это Слепову надо понять и быть немножко шалопаем, как Йоханес Бё.
Кстати, подобные проблемы мы в сборной тоже решали. Использовали, например, наработки космических психологов для определения индивидуальных характеристик спортсменов. Членам сборной давали тест, как космонавтам, - 330 вопросов! Важно оценить физическое и эмоциональное состояние атлета, правильно подвести его к пику формы, грамотно и быстро восстановить после соревнований.
-... или после травмы.
- Травмы, конечно, в спорте случаются, но их количество можно свести к минимуму, если правильно тренироваться. Когда идет огромное наслоение одной работы на другую без отдыха, то мышцы не выдерживают, и, как правило, жди травм. Как мы с этим справлялись, например, в футбольной команде «Торпедо»? Ребята во время тренировочного процесса делали упражнения на растяжку и разгрузку мышц. После каждого блока в 15-20 минут садились в круг, пили восстановительные напитки и тянули мышцы.
- С торпедовцами было интересно работать?
- Интересно, и тренерский штаб в лице Вязьмикина, Дурнева, Акимова поддерживал мой подход. Для начала мы провели полное обследование всех игроков, посмотрели срезы - весовой режим, лактатный режим, нагрузку и скорость восстановления организма, потому что переносимость нагрузок у всех разная: кому-то 32 часа надо для восстановления, а кому-то - двое суток.
Физиологически правильный подход к тренировкам сработал, и ребята заиграли очень здорово. Трое торпедовцев - Михаил Земсков, Антон Усов (оба - воспитанники владимирского футбола), Артем Делькин попали в молодежную сборную России по футболу.
Жаль, что тогда «Торпедо» оставили без финансирования, и после ФНЛ команды, по сути, не было полтора года.
- У вас колоссальный опыт. Какую проблему сегодняшнего дня вы бы назвали главной в вопросах здоровья россиян?
- Заболевания молодеют. Ко мне приходят пациенты, которым по 25-30, а у них изменения в организме, как у 50-60-летних. Потому что двигательная активность близка к нулю - весь день человек сидит в офисе, потом пересаживается за руль... Перед сном не гуляют, а надо хотя бы полчаса походить, посмотреть на звезды, подышать. Сейчас на площадке во дворе детей нет! При этом не у всех ребят есть возможность заниматься в секциях, а уроки физкультуры во многих школах проходят формально. Я сам окончил специализированную спортшколу в Новосибирске. В 18 лет уже был кандидатом в мастера спорта, в 19 лет - мастером. До 25 лет нужно заложить мощный капсульно-связочный аппарат, укрепить костную систему, чтобы на этом багаже дальше можно было ехать. Двигаться надо!
Я живу в Суздале, но часто бываю во Владимире - консультирую в одной из частных клиник. Много пожилых людей начали заниматься скандинавской ходьбой. Ходят правильно, технично. Это полезное увлечение, благотворно влияющее на дыхательную систему, сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат.
- Можно самостоятельно перейти к здоровому образу жизни, к активному времяпрепровождению?
- Можно! И в любом возрасте. У японцев есть очень хорошая философия - человеку все доступно. Эта внутренняя уверенность открывает многие двери. Начните с малого - просто двигайтесь побольше. И второе, что бы я посоветовал, наладить правильное, сбалансированное питание, не увлекаясь только белками или только углеводами. Не надо есть одни бананы или одни креветки. Мы должны есть то, что ели наши родители, бабушки-дедушки (это генетически запрограммировано), разнообразно, не переедая, сочетая все в разумных пределах.
- А если проблемы со здоровьем уже имеются?
- Конечно, не во всех случаях показана самостоятельность и не всегда человек может объективно оценить, что ему можно делать, а что нельзя. Вначале надо обратиться к специалисту, провести ревизию организма, пройти врачебный контроль, сделать тесты, анализы. Затем уже врач ЛФК, инструктор подберут и режим движения, и комплексы упражнений, покажут, как их выполнять.
Совсем другое дело, когда мы действуем в экстремальной ситуации - травма, заболевание и их последствия. Но тут генеральной линией в сознании пациентов (да и врачей тоже!) должна проходить мысль: лечение должно быть системным, а не фрагментарным. Поэтому я работаю в клинике, где есть и амбулаторная помощь, и стационар, и центр восстановительной медицины.
Самый правильный подход - преемственность на каждом этапе: диагностика, оперативное или консервативное лечение, реабилитация, и желательно в рамках одной медицинской организации. Клинических центров достаточно - операцию сделают где угодно, но важно, чтобы оперирующий доктор или специалист, который проводил терапию, был в курсе процесса восстановления больного. Это и есть качественная осмысленная медицина, цель которой - помочь людям.