13 мая 2019 в 14:50

Как Владимирской области ворваться в кадр?

Фото: Владимир Чучадеев
Когда-то Ленин назвал кино важнейшим из искусств, подразумевая степень его огромного воздействия на массы. В СССР кинематограф был полноценной отраслью народного хозяйства со стабильным госзаказом и бешеными прибылями казны при прокате особенно успешных проектов. Например, «Пираты ХХ века» принесли бюджету СССР (если пересчитывать на современные деньги) десятки миллиардов рублей.

Перестройка – со всем ее хаосом – напрочь убила старую систему и ничего не предложила взамен, чтобы сохранить какую-никакую отечественную киноиндустрию. В «лихие 90-е» в кинотеатрах чаще устраивали барахолки, чем прокатывали кино. Кстати, именно тогда Николай Еременко пытался снять сиквел «Пиратов ХХ века», но, увы, так и не нашел финансирования. Потому что когда в рыночной экономике нет проката, то нет и новых съемок. Тогда казалось, что пациенту под названием «российское кино» уже ничего не поможет, и Голливуд завоюет все. Однако мучительная многолетняя «реанимация» удалась – усилиями самих киношников, которые без своей работы жить не могут настолько, что порой – в рамках возможностей - готовы сами приплачивать, чтобы их проекты состоялись, восставших «из пепла» прокатчиков и поддержкой государства в лице Минкульта и Фонда Кино (хотя Минкульт, по мнению многих экспертов рынка, иногда перебарщивает в прокатном лоббизме отечественных картин, а Фонд Кино порой финансирует очень неоднозначные проекты.

Но сейчас речь о другом: почему Владимирская область стоит в стороне от бурно развивающейся отечественной киноиндустрии, уже научившейся снимать даже блокбастеры? Владимирский режиссер Игорь Мельников уверен, что наш регион может и должен стать если не центром российского кинематографа, то важной его частью.

Детскому кино нужен свой нацпроект

Об идее сделать регион привлекательным для съемочных групп, создав здесь хорошую техническую базу. режиссер рассказывал в интервью «ВВ» еще два года назад. Вернуться к теме – уже в расширенном варианте - Мельникова сподвиг старт в России нацпроекта «Культура», в рамках которого государство выделяет серьезные деньги на дома культуры, музыкальные коллективы, театры, библиотеки, музеи – практически на все, кроме кинематографа.

«Это огорчает, - говорит режиссер. – Российское кино, безусловно, развивается, но пока ему нужна поддержка государства. Если мы, конечно, хотим, чтобы кинематограф нес правильную идеологическую составляющую. Особенно грустно, что в нацпроекте нет речи о поддержке детского кино.».

Мы спросили Мельникова, почему он делает упор именно на детское кино?

- Это полностью пустая ниша! Хотя один из самых сложных (потому что зрители-дети всегда чувствуют фальшь), интересных и нужных жанров, способных ненавязчиво, но убедительно закладывать в голову детям правильные посылы, - говорит режиссер. – Я в свое время заканчивал режиссерские курсы Владимира Аленикова (того самого, что снял «Каникулы Петрова и Васечкина»). Мне посчастливилось работать с Роланом Быковым. С тех пор мне особенно дорог этот жанр. Но дело даже не в этом. Сейчас таким кино практически никто не занимается, а это я считаю проблемой государственного масштаба, что в системе продюсерского кино никого не интересует кино детское. В итоге наши дети сейчас фактически растут исключительно на западных фильмах. А это чревато.

Снимать, нельзя откладывать

На вопрос, кто будет снимать детское кино, даже если государство примет нацпроект по детскому кинематографу? – Мельников уверяет, что энтузиастов по стране много. В одном только Владимире есть киноцентр (в ведении департамента по культуре АВО), где дети учатся снимать мультфильмы. Есть детский киноцентр в школе №11, созданный коллегой Мельникова - Сергеем Миляевым.

Там детям от 8 до 15 лет и более старшим группам преподаются основы кинопроизводства и актерского мастерства. Что интересно, вопреки стереотипам, далеко не все слушатели рвутся «в актеры» - многие готовятся поступать в киновузы на режиссуру или операторское мастерство. И даже «в процессе» пробуют силы в режиссуре, сценарном мастерстве, операторском деле, звукорежиссуре. Только за один год начинающие режиссеры и актеры из школы Миляева сняли 4 короткометражных фильма и начали производство еще двух картин.

Так что когда Мельников говорит об энтузиазме, ему трудно не верить. Особенно учитывая, что, например, свою детскую короткометражку «Однажды» он снял за личные, заработанные на «чужих» картинах деньги - 80 тысяч рублей. Хотя, по словам эксперта, стандартный бюджет такой короткометражки должен составлять минимум 150-300 тысяч рублей. В такую скромную сумму удалось уложиться лишь благодаря дружеским связям – участвовавшие в проекте люди согласились поработать за символические деньги или даже бесплатно. Основные траты – это аренда транспорта и найм оператора на четыре дня.

Последующий путь для авторского кино – кинофестивали. Хотя конкретно для детского кино и здесь засада: фестивалей детских картин в России практически нет. С другой стороны: откуда они возьмутся, если нет «сырья» - то есть самих фильмов? Но, кстати, на одном из таких «штучных» фестивалей – «Окно в Европу» в Выборге картина Мельникова в прошлом году заняла 4-е место из 180-ти участников. А на независимом международном фестивале авторского кино в Нью-Йорке фильм вошел в ТОП-5.

Равнение на ярославский опыт

Два года назад в интервью «ВВ» Мельников говорил об идее создать во Владимирской области техническую базу (транспорт, свет, камеры, гримерки, костюмерные, вагончики для артистов и т.п.). В эпоху продюсерского кино киногруппам ведь важно удешевлять процесс. А если они большую часть того, что нужно, будут находить на натуре (причем, недалеко от Москвы), то регион станет вдвойне привлекателен для съемок, и так мы войдем в российскую киношную экономику на постоянной основе, а не эпизодически – когда конкретному режиссеру в кадре, например, нужны памятники Суздаля. Ради них у нас в области снимали «Женитьбу Бальзаминова», «Царя», «Рублева». Но кто сказал, что мы не годимся для съемок современных сериалов в обычном городском или природном антураже, например, или любимых Мельниковым современных детских картин а-ля «Петров и Васечкин»?

Режиссер не скрывает, что его идея не оригинальна: в Ярославле актер, директор театра Юрий Ваксман уже реализовал ее несколько лет назад – при поддержке губернатора Ярославской области и подключившихся по его призыву к проекту бизнесменов. На созданной ими ярославской студии «ЯрСинема» уже снимались такие картины, как «Доктор Живаго», «Журов», «Платина», «Котовский»...

Режиссер уверен, что при поддержке губернатора Владимира Сипягина нам вполне по силам сделать то же самое (и даже лучше — с упором на детское кино) во Владимирской области. Благо цена вопроса не космическая – порядка 25-30 млн рублей, а как экономическая отрасль кино — штука благодарная.

А регион, кстати, в случае особенно успешного проекта выигрывает вдвойне – не считая денег, которые киношники оставляют за время съемок, он может прославиться, что хорошо для еще одной важной отрасли – туризма. Достаточно вспомнить хорватский Дубровник, турпоток в который благодаря снимавшимся в нем эпизодам «Игры престолов» вырос больше чем на 20%.

СПРАВКА «ВВ»

Игорь Мельников — владимирский режиссер. Учился в ГИТИСе и на Высших режиссерских курсах Владимира Аленикова. В кинопроизводстве — с 1995 года. В его активе участие в проектах «Не родись красивой», «Штрафбат», «След» , «Спецназ», «Сестры», «Крестоносец», «12», «Дом солнца», «Рябиновый вальс» и т.д.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 14:34 Владимирцам рассказали о применении декоративной капусты в ландшафтном дизайне
«На отдыхе в санатории увидела, что цветочные клумбы обрамляют декоративной капустой. Но так и не поняла: это какие-то несъедобные сорта или декоративную капусту тоже можно есть?» - спрашивает читательница «Владимирских…
сегодня в 12:31 Князь Всеволод Большое Гнездо и его жена Мария стали символом многодетной семьи
На Год семьи в России пришелся огромный юбилей - 870 лет со дня рождения великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, который за многодетность получил прозвание Большое Гнездо.