Разговоры в очереди
В офисном центре на улице Мира, 34, где расположена контора ООО «Владикард», очередь человек в сорок. Люди возбуждены и недовольны, делятся обидами на жизнь и власть. Не удивляет: очередь - всегда источник напряжения. А вы видели благодушные и доброжелательные очереди? Думаю, их мало кто видел.
- Автобусы еще валидаторами (слово-то какое!) не все оборудованы, а в троллейбусах и вовсе ничего нет, а нас заставляют какие-то карты оформлять. Напридумывают, лишь бы над людьми поиздеваться, - ворчит пожилая женщина.
- Да это же не наши придумывают. Не город, и не область даже. Это же сверху распоряжение, чтобы всех под электронный колпак, - вторит ей другая.
- Люди с пяти утра очередь занимают. Неужели нельзя было такие центры в каждом районе открыть? Чего нас, стариков, так мучить?! Жара, скопление людей, нервы. Тяжело нам, - жалуется третья.
Работа офиса «Владикарт» начинается в 9:00. Заявления на оформление электронного проездного билета принимают четыре оператора. Работают довольно быстро. Через полчаса после начала работы очередь стала короче почти вдвое.
Сотрудники офиса говорят, что еще через два часа очередь сократится до пяти человек, а к концу рабочего дня и вовсе до одного. Но народ все равно приходит задолго до открытия офиса. Разве что номерки на руках не пишут.
- Я и вечером приходила. Народищу полно. День на день, видимо, не приходится. Вечером идут работающие пенсионеры, - не соглашается с доводами сотрудников одна из посетительниц.
Работающие пенсионеры приходят и с утра.
- Работаю сторожем, пенсии на жизнь не хватает. Смену отработал, пришел сюда. Прикидываю, что часа полтора простою, - оценил обстановку Евгений Алексеевич.
Среди тех, кто пришел подать заявку на получение транспортной карты, немногие знают в деталях, «за чем стоят».
- Ничего мы не знаем. Все оформляют, и мы оформляем, - признается 83-летняя Анна Тимофеевна Шолохова.
- И по деньгам не знаем. Так же ли все останется, или цену повысят? А, может, число поездок ограничат? Раньше удобно было. Зачем все менять? – включается в разговор соседка Шолоховой по очереди.
- Раньше некоторые хитрые покупали проездные сразу в разных местах, чтобы и себе, и соседу. Вот и вводят из-за них эту карту, - высказала предположение еще одна «очередница».
Хотели, как лучше
Насколько удобнее ныне существующий порядок приобретения льготных проездных – большой вопрос.
На почте, чтобы выкупить проездной, надо также отстоять очередь - за пенсионными проездными пожилые люди идут массово каждый месяц. И само оформление проездного - не секундное дело. Пока операционистка сверит документы, пока оформит проездной, пока примет деньги и отдаст сдачу.
Проездные начинают продавать в конце месяца, и на эти дни приходится пик нагрузки на почту. А ведь туда приходят и за посылками, и для оплаты коммунальных счетов и отправки корреспонденции. В общем, застрять иногда в такой очереди можно надолго. Особенно если впереди окажется клерк с целым ворохом заказных писем. Как правило, помещения почтовых отделений очень небольшие, и стульев для посетителей там мало.
А бывает, что проездные раскупают слишком быстро... Сама была свидетельницей сцены объяснения почтовых служащих с глухонемым инвалидом. Он пришел за проездным, а их не привезли. Мужчина очень эмоционально выражал разочарование. Требовал положенный проездной. Бедные почтовые дамы писали ему записки, объясняя, что они ничем в этой ситуации помочь не могут. А инвалиду посоветовали ехать за проездным на конечную седьмого троллейбуса к «Крейсеру» - там уж наверняка есть.
В общем, сплошные неудобства с этими бумажными билетами, и электронный проездной - это шаг к прогрессу: получил один раз карту и пользуйся. Но почему благое дело снова вызвало напряжение и, по сути, обернулось очередным унижением людей?
Транспортные карты начнут выдавать МФЦ
Почему, действительно, нельзя было открыть сразу несколько пунктов приема заявлений и выдачи электронных проездных? Почему для начала не провести просветительную кампанию? Объяснить, как пользоваться картой, если общественный транспорт еще не весь «оцифрован»? Рассказать, как будет работать проездной и во сколько он обойдется льготнику?
За ответами идем в кабинет директора ООО «Владикард» Александра Гейна. Из его слов выходило, что в кои-то веки власти решили новшества вводить постепенно и сильно заранее, как раз для того, чтобы не было ажиотажа и очередей, - а народ «не понял». В скором времени, сообщил Гейн, откроются пункты приема заявок на транспортную карту в многофункциональных центрах (МФЦ). Руководство МФЦ согласилось подключиться к работе, но требуется время, чтобы внести оформление электронного проездного в перечень услуг многофункционального центра. А в офисе «Владикарда» заявки начали принимать сразу же. Опять же, чтобы продлить время переходного этапа, сделать его более плавным. Но люди, как водится, не поверили властям, и на всякий случай бросились оформлять карты сразу же.
- Не нужно торопиться. В городе около 35 тысяч льготников. Пока всем не выдадут карты, пенсионеры так и будут ездить по своим обычным проездным, - успокаивает Александр Гейн.
Информацию об открытии дополнительных пунктов приема заявок на оформление социальных транспортных карт подтвердил и начальник управления по связям с общественностью и СМИ владимирской мэрии Александр Карпилович:
- По поручению главы администрации города Владимира Андрея Шохина, достигнута договоренность о распространении персональных транспортных карт для льготных категорий граждан не только в офисе компании «Владикард» (ул. Мира, 34), но и в офисах МФЦ - на Октябрьском проспекте, 47, Суздальском проспекте, 26, и на ул. Ноябрьской, 8-а, в мкр Юрьевец.
По предварительной информации, транспортные карты будут доступны в офисах МФЦ уже к середине июня. Если не все покупатели социального проездного пластика успеют «оформиться», то мэрия примет меры: новый режим льготного проезда вводится постановлением городской администрации, а его выпуск, в случае чего, можно и подзадержать.
Когда начнут действовать электронные проездные?
Пока введение льготного проезда по электронным проездным запланировано на осень. К этому времени валидаторы (специальные считывающие устройства) должны появиться на всем общественном транспорте Владимира, а все льготники - иметь «транспортный пластик».
- Точная дата окончательной замены бумажных социальных проездных билетов на персональную транспортную карту будет определена дополнительно. А до этого пассажиры смогут приобретать социальные проездные билеты в прежнем порядке. Привычные бумажные проездные билеты пока не отменяются, - прокомментировал Карпилович.
На оформление проездной карты требуется около месяца. В течение лета карты успеют оформить все льготники, уверены чиновники. Пока пенсионеры оформляют транспортные карты, городские автобусы и троллейбусы оснащаются необходимым оборудованием.
- Оборудование для оснащения валидаторами всего городского транспорта ориентировочно поступит к 1 июля, - сообщил директор ООО «Владикард». - Сейчас почти полностью укомплектованы автобусы компании «АДМ» - у них не «закрыты» только 15-й маршрут и 7С. Предстоит еще заключить договор с «Владимирпассажиртрансом». Пока мы проводили на троллейбусах только тестовые испытания.
Итак, один вопрос прояснился: возможность для всех массово ездить по пластику появится не раньше середины лета, а пенсионеры начнут осваивать транспортные цифровые технологии - с осени. Кстати, для непенсионеров это тоже намного удобнее, чем периодически вспоминать, что в кошельке нет наличных, и бегать в поисках ближайшего банкомата. Прекратятся и перепалки с кондукторами из-за слишком крупных купюр или, наоборот, из-за слишком мелкой мелочи. Правда, и с техникой порой случаются сбои - пассажиры жалуются, что нельзя расплатиться с телефонов - система глючит и зависает.
Александр Гейн заявил, что такие случаи были только с айфонами, но кондуктор в автобусе сказала, что «глючат» смартфоны разных брендов. Так что и саму систему еще до ума доводить нужно. Но в целом - безналичная плата за проезд намного удобнее для всех. В том числе и для пенсионеров.
- Транспортная карта оформляется один раз, и больше в очередях за покупкой проездного льготникам стоять будет не нужно. Забросить деньги на карту можно не выходя из дома - через «Сбербанк-онлайн». Для тех, кто совсем не дружен с Интернетом, внести деньги на следующий месяц можно будет и через банкомат, и через банковские офисы, и в почтовых отделениях, и даже в киосках Роспечати, - обрисовал перспективу Гейн. - Будет больше возможностей пополнения счета карты. Значит, и больше возможностей сделать это в любом удобном для вас месте и без очередей. Когда начнется переход на электронные проездные, во всем общественном транспорте будут объявления, чтобы люди не забыли заранее пополнить счет на проезд. Вместе с проездными картами будет выдаваться и инструкция - где, когда и как это можно сделать.
Теперь о деньгах и количестве поездок. Разговоры об увеличении стоимости проездного и ограничении числа поездок уже циркулируют по городу. Но цена месячного «абонемента» по карте пока остается такой же, как и льготного проездного на бумажном носителе, заверили нас в мэрии. А насчет количества поездок все четко сформулировано в постановлении администрации города Владимира № 1396 от 27.05.2019 года, где сказано, что льготные проездные вводятся без его ограничения. Пока так.
И все же, как же будет учитываться, внес ли человек нужную сумму на карту?
- Владелец проездного вносит любым удобным для него способом сумму за проезд на следующий месяц. Это нужно сделать заранее, потому что деньги поступят на карту не в этот же день. Касса, принявшая у вас деньги, автоматически отправляет данные в банк, банк передает эти данные в единую систему, обслуживающую безналичные расчеты на транспорте. После этого проездной активируется. Если же счет не пополнен, то проездной блокируется до тех пор, пока деньги не поступят. А тот аппарат, которым будут снаряжены все кондукторы, считывает лишь информацию о том, активен или нет социальный проездной. Денег с него, как с банковской карты, он не списывает. Просто фиксирует факт поездки и подтверждает факт оплаты, - объясняет руководитель «Владикарда».
При этом электронный проездной имеет такую же степень защиты, как и банковская карта. Он будет персональным, и даже с фотографией. Это должно положить конец поддельным проездным. Кроме того, исчезнет и возможность у особо хитрых граждан покупать на свое имя несколько билетов. Компьютер тут же выведет на экран, что этот человек уже получил льготный проездной.
Передавать проездной другому человеку тоже будет нельзя. Впрочем, этот запрет действует и сейчас. Кондуктор имеет право потребовать предъявить пенсионное удостоверение. Если окажется, что проездным пользуется не тот человек, на которого оформлена карта, то она будет заблокирована. Нового в этом тоже ничего нет: сегодня кондуктор имеет право изъять такой проездной документ.
Удобнее станет и городу проверять, куда идут деньги из городской казны. Ведь льготный проезд потому и льготный, что часть его стоимости оплачивается за счет наших налогов: перевозчики получают дотации из муниципального бюджета. И вокруг справедливости распределения этих дотаций всегда было много различных пересудов. Теперь все будет посчитано: какие маршруты пользуются самым большим спросом у льготников, те и получат больше дотаций. И если сегодня периодически кто-то из перевозчиков заявляет о своем желании прекратить обслуживать социальные маршруты как невыгодные, то с введением электронной транспортной карты распределение дотаций станет более справедливым и эффективным, а за социальные маршруты, возможно, начнется серьезная конкуренция.
Что нужно знать про транспортную карту
Транспортная карта выдается бесплатно, а для ее оформления пассажиру, имеющему право на льготный проезд, нужно предъявить всего четыре документа:
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, удостоверяющий право на льготный проезд, или его нотариально заверенную копию;
- документ, подтверждающий наличие постоянной регистрации на территории города (в случае отсутствия соответствующей информации в документе, удостоверяющем личность), или его нотариально заверенную копию;
- страховой номер индивидуального лицевого счета (страховое свидетельство государственного пенсионного страхования) или его нотариально заверенную копию.