«Учителя» Ильи Куликова и Никиты Грамматикова, в отличие от «Школы» Валерии Гай-Германики, сравнений с которой сериалу не избежать, кино всё же не о системе в целом, а о конкретных людях в предлагаемых обстоятельствах. Поэтому сейчас вряд ли будет много оскорблённых в лучших чувствах зрителей, как это происходило со «Школой». В «Учителях» совсем не чувствуется посыла «все учителя такие», в чём винили Гай-Германику. Правда, лично я такого посыла и у «Школы» не заметила. Но! У Гай-Германики всё же получился масштабный «портрет явления», невероятно точный в атмосферном плане и гениально, на мой взгляд, срежессированный. «Учителя» - совсем другой жанр: иронично-социальная драма с элементами стёба над системой. Похожая на другой успешный проект ТНТ «Домашний арест». Хотя здесь история более …тонкая, что ли. Гротеска, впрочем, хватает и там, и там.
В центре сюжета нового сериала - влиятельный папа-замминистра и две его очень разные дочки-педагогини. Папу играет Владимир Вдовиченков, очень органичный в этом образе, хотя внешне никак не тянущий на родителя (примерно) тридцатилетних девиц: слишком моложав, упруг и большими кабинетами не придавлен – то есть сердцем-разумом не ортодоксален, раз способен мириться с чужими слабостями, разумен в своих и спокойно, без попыток нраувоучений находит общий язык даже со студентами-оболтусами.
Роли дочек замминистра достались Анне Котовой-Дерябиной и Ирине Старшенбаум. Должна признать, обе девушки в «Учителях» великолепны. Как не были хороши ещё никогда в своих уже в меру сложившихся карьерах. Особенно Котова-Дерябина удивила. До фееричных перфомансов Мирей Инос в «Саботаже» или Светланы Ходченковой в «Кратком курсе счастливой жизни» ей уже немного осталось: в сериале она вовсю «юзает» статус влиятельной неприкасаемой дочери - стервозит, идёт вразнос и хамит людям так виртуозно, что глаз не отвести.
У Старшенбаум задача вроде бы проще – её героиня милая и правильная: хочет честно работать в обычной школе, не пользуясь помощью папы, искренне пытается заботиться о подопечных детях, любит родных, книги и своего бестолкового белого кота… Милых и правильных героинь играть всегда легче, чем негодяек. Однако актрисе удалось гораздо больше: смотришь на её Машу и видишь наглядное воплощение понятия «достоинство», которым такие женщины не поступаются ни при каких обстоятельствах. Качество для ценителей, которые, кажется, сейчас - ещё большая редкость, чем женщины с достоинством. Не зря создатели сериала на контраст рядом с Машей поместили целый ассортимент девиц-противоположностей: сестричка берёт взятки, пьёт и нимфоманит в свободное от работы время, подруга по подработке мечтает «поймать» олигарха, но не стесняется повиснуть на шее чужого ухажёра, коллега в лицее даже детей подставляет, чтобы вызвать на разговор их разведённых отцов и построить им глазки… Маша среди них как бриллиант в горке стразов, который сверкает куда менее ярко, но только он в этом наборе и ценен.
«Учителя» на самом деле – очень поучительный кинопродукт. Потому что это кино не только и не столько о проблемах «российского образования» (хотя они там тоже «обнажаются»), сколько о том, что любая система во многом работает так, как строим её мы сами, все вместе и каждый в отдельности – в данном случае, чиновники, учителя, родители и дети. А ещё это кино о том, что система неидеальна, но хорошее в ней тоже происходит. И это всегда только наш личный выбор – участвовать в хорошем или соглашаться с плохим. Смотреть сериал однозначно рекомендуем. По-моему, лучше этих «Учителей» «ТНТ-PREMIER Studios» пока ничего не снимала. Даже с учётом «Домашнего ареста».