По следам обещаний
В 2016 году «Владимирские ведомости» поднимали тему спортивных клубов. Тема возникла не сама по себе. Ее газете подсказали сами представители спортивной общественности, опасаясь закрытия части учреждений. Как оказалось, временный перерыв в работе спортивных клубов был вызван необходимостью устранить серьезные замечания со стороны Роспотребнадзора и пожарных. Городские власти тогда пообещали, что ни одно учреждение не будет закрыто, и даже наоборот, помещения отремонтируют и приведут в состояние, соответствующее санитарным нормам и требованиям безопасности. Правда, через год выяснилось, что далеко не все обещания городские власти сдержали. Но на новые обещания опять не скупились.
На дворе 2019 год. Скоро и он завершится. И мы решили снова вернуться к теме досуга детей и подростков по месту жительства и еще раз посмотреть, что изменилось с того времени и стал ли детский досуг доступнее и безопаснее.
Что скрывают городские власти?
Однако договориться об интервью и совместном походе по клубам с начальником управления по физической культуре, спорту и делам молодежи Ольгой Молевой нам так и не удалось.
Зато начальник управления по связям с общественностью и СМИ Александр Карпилович объяснил, что журналистам вход в клубы закрыт... в целях обеспечения той же безопасности. Мол, сфотографируем мы камеру видеонаблюдения или сигнализацию, а злоумышленник, пользуясь такой информацией, что-нибудь да и злоумыслит. Наши обещания не фотографировать «стратегические объекты» нисколько не поколебали неприступность чиновника, уверенного, что даже и разговаривать с нами сотрудники подведомственных мэрии учреждений не имеют права, дабы ненароком не разгласить «секретные» сведения. Например, методики, помогающие не допускать до детей педофилов.
Тема показалась нам довольно актуальной. Самый поверхностный поиск в интернете сразу же принес новости о приговорах этого года в отношении двух педофилов, работавших в бюджетных учреждениях региона. Видимо, секретные методики по их недопуску к работе с детьми настолько секретны, что неведомы даже отделам кадров.
В общем, из объяснений руководителя мэрской пресс-службы было ясно только то, что нас очень не хотят пускать в муниципальные клубы. То ли очень сильно обиделись за предыдущие публикации, то ли есть что скрывать. Но раз где-то так явно не хотят видеть журналистов, то нам точно туда нужно попасть.
Тайная явка?
Первый адрес, по которому мы решили заглянуть, - клуб «Аврора» в доме № 53 на улице Балакирева.
Табличка на двери сообщает, что работает он с 14:00 до 20:00. Уже третий час. Дверь наглухо закрыта. Ни звонка, ни домофона. На стук никто не откликается. То ли никого нет, то ли отзываются здесь только на условный стук и пароль.
Пообщались с пенсионерками во дворе. Бабушки нам рассказали, что клуб все же работает. Но вот по какому расписанию, они и сами не знают. Теперь и вход отдельный, не из общего подъезда, и дверь всегда закрыта. С одной стороны, всем удобнее. Но с другой - чем занимаются в клубе, теперь не знают даже живущие в окрестных домах подростки и молодые родители. Большинство мамочек, опрошенных нами на игровой площадке, что расположена прямо напротив входа в клуб, и подростков, проходивших мимо крыльца, только от нас и узнали, что находится за наглухо запертой дверью. Странно, что самыми информированными оказались пенсионерки, а не те, для кого клуб работает.
- У меня дочка сюда ходила, потому внук ходил с удовольствием. Педагог тут замечательный работала, дети ее очень любили. Уж не знаю, работает ли сейчас. А раньше тут все о всех все знали, у нас вот на этой самой площадке даже концерты самодеятельные проходили, которые дети в клубе готовили, - поделилась воспоминаниями Ася Сергеевна Будаева.
Журналистам вход воспрещен
Следующий адрес: клуб «Юность», улица Белоконской, 13-а.
Наверное, не стоило говорить,что мы журналисты. Реакция была неожиданной, но красноречивой.
- Нам нельзя ничего журналистам говорить, и показывать вам ничего нельзя, так что я вас не впущу, - героически пересекла попытку нашего проникновения дама в годах.
На нашу просьбу представиться и назвать себя, женщина ответила категорическим отказом.
- Ничего не скажу, запрещено, и с детьми не дам общаться, - твердила дама, как партизан на допросе.
Моя коллега отметила странную для педагога агрессию, а я же видела перед собой вовсе не агрессивного, а доброго, но напуганного до параноидального состояния человека. Ну а запретить нам разговаривать с кем-либо на улице — не в силах даже городская администрация.
Результаты опроса заметно отличаются от того, что у нас получилось на улице Балакирева. О клубе в округе все знают, а среди детей, что оказались поблизости, многие здесь занимаются.
- Мне очень нравится. Да многим нравится. Детей много ходит. Я сюда прихожу часа в два-три, сразу после школы, и до шести вечера здесь. У нас тут танцы, пение, кружок вязания, - рассказала пятиклассница Алина Миронова.
- Плохо ли — бесплатная продленка рядом с домом?
Не сложно оказалось и выяснить, как зовут «грозного» педагога. Человек она известный. И любимый воспитанниками. Вот что пишут о ней - Раисе Львовне Дёминой - на форуме «Детки-33»:
«Мировая тетенька. До сих пор с ней встречаемся. По возможности стараюсь в клуб зайти, если попала в этот район».
«Боевая женщина. У нее не забалуешь».
«Все на пенсию хотела уходить. А мы ей сказали, что не отпустим. Мол, сначала наших детей к школе подготовит. Жаль, но сейчас кружок «Дошколята» закрыт. В других клубах есть что-то подобное, но уже за денежку».
Непонятно, почему мэрия заинтересована в том, чтобы такие заслуженные и любимые людьми педагоги оставались в тени, без имени, да еще и выглядели не вполне адекватно? Как по мне, то про них, наоборот, большие статьи стоит писать — это реальная гордость города.
И то, что клуб популярен и любим жителями района, — ее заслуга. А вот то, что «малышковая» группа закрыта — это уже к мэрии.
Между тем Раиса Львовна поспешила доложить о нашем визите своему начальству, которое решило нас повоспитывать. Для чего нас и позвали к телефону. Так что фотографии интерьера клуба у нас тоже появились. Внутри «бедненько, но чистенько». Мебель, конечно, старая и обшарпанная, но зато есть зеркало во всю стену для хореографических занятий.
Так что спасибо замдиректора ДЮУ «Клуб» Марине Ерастовой за возможность попасть в помещение. Что же касается ее телефонной лекции про то, что журналисты не имеют права без разрешения ее начальства посещать клубы, которые, заметим, содержатся за счет налогоплательщиков, то тут Марина Викторовна ошибается. И расскажем, и покажем. Ну а если увиденное нами не совпадает с отчетами и обещаниями чиновников, то кто же в том виноват?
Предупрежден - значит вооружен
Обратили мы внимание и на наличие противопожарной сигнализации, а вот решетки на балконе смутили. Помнится, раньше пожарные к тотальному обрешечиванию относились весьма неодобрительно.
Как пояснил нам врио начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по городу Владимиру и Суздальскому району Александр Решетников, новые нормативы этот вопрос сняли. К наличию решеток пожарные теперь не придираются. Правда, в учреждении, где одновременно находятся более 50 человек, должен быть запасной выход. Но в клубах по месту жительства, как правило, и этого не требуется. Там практически никогда такого количества детей не бывает.
Соответствие требованиям противопожарной безопасности проверяется при получении учреждением лицензии. Но из 70 владимирских муниципальных клубов по месту жительства лицензировано только 23, где есть образовательные услуги. Эти же учреждения проверяются затем планово — раз в несколько лет. Так что наличие лицензии на образовательную деятельность — уже определенная гарантия безопасности. Проверяются Роспотребнадзором и МЧС также организации, осуществляющие «присмотр и уход» за ребенком. Пусть для этого вида деятельности лицензирование и не является обязательным. Многое зависит от сознательности руководителя учреждения. Можно и получив лицензию, халатно относиться к соблюдению требований безопасности между проверками, а можно, и не имея этого документа, уделять вопросам безопасности повышенное внимание.
- В первую очередь ответственность за детей несут родители. Если ваш ребенок ходит в клуб или секцию, поинтересуйтесь, есть ли у них лицензия, обратите внимание на наличие автоматической противопожарной сигнализации, огнетушителей, знаков пожарной безопасности, стрелок, табло «выход», проверьте: не загорожены ли пути эвакуации... Это безопасность вашего ребенка, - призывает Решетников.
Призывы пожарных — не пустая формальность. Месяц назад в Татарстане случился пожар в жилом доме, в котором находился детский центр развития, не проходивший лицензирования. 14 детей младше трех лет удалось эвакуировать на ранних стадиях пожара. Спасибо случайным прохожим — звонок в пожарную часть поступил от них.
Директор областного департамента образования Ольга Беляева тоже убеждена, что долг ответственных родителей — собрать как можно больше информации об учреждении, где проводит досуг их ребенок.
- Если учреждение не осуществляет образовательную деятельность, то мы не вправе его контролировать. Это не означает, что учреждение, не имеющее лицензии, плохое или опасное. Есть замечательные досуговые центры, как бюджетные, так и частные. Но есть и другие — печальные примеры. Поэтому нужно интересоваться всем: какое образование у педагогов, в каких условиях там занимается ребенок, как обеспечена его безопасность. Посмотрите все сами, посмотрите отзывы в интернете, - советует Беляева.
Мы тоже ратуем за открытость и информированность, считая их факторами безопасности.
Все лучшее - детям
На Белоконской у нас был еще один адрес, который нас особенно интересовал — клуб «Харламовец». Там наш корреспондент была в 2016 и 2017 годах, описала печальную картину полнейшей разрухи и безысходности и зафиксировала чиновничьи обещания найти подходящее помещение.
Но «Харламовец» по-прежнему обитает в неприспособленном подвале без вентиляции, с запахом плесени и стенами, покрытыми грибком. А ведь чиновники обещали, что помещение на первом этаже соседнего дома отдадут не магазину, а клубу. Но где ж детям тягаться с коммерсантами. Хорошо, что хоть вообще клуб работает. Хотя дилемма порочная: мириться с этим ужасом, чтобы не накликать закрытие клуба. Как же нацпроект развития массового спорта? Создание условий для детского спорта?
От закрытия спасаются тем, что поменяли у клуба вид деятельности с дополнительного образования на досуг подростков. Теперь лицензирование проходить не обязательно, и «досуг» проводить можно и в подвале. Тем более что в подвале ребята только переодеваются — тренировки на улице. А иначе бы Роспотребнадзор и пожарные нашли бы к чему придраться.
Последний ремонт здесь был 36 лет назад, когда и образовался клуб. От тех времен остались и облицованная рейкой раздевалка, деревянные скамейки и прочая мебель без обязательных сегодня сертификатов безопасности.
- Все лучшее — детям. Павильон у хоккейной коробки ходуном уже ходит. Когда он рухнет, меня расстреляют, но не отремонтируют. А знаете, какие у нас крысы? - пугает нас тренер Евгений Чурсинов.
Впрочем, и сама коробка используется менее двух месяцев в году — больше естественный лед у нас не держится.
- Я работал в словенском Мариборе — городке со 130 тысячами жителей. У них три десятка открытых катков, половина с искусственным льдом. Работают до апреля. Сегодня технологии искусственного льда обходятся дешевле, чем содержание любого из городских фонтанов. Но в теплой Словении корты с искусственным льдом есть, а у нас — пустующая большую часть года коробка.
Вот и проиграл хоккей футболу вчистую. Да и форма хоккейная — недешевое удовольствие.
- А есть семьи, которые в муниципальные клубы детей приводят именно потому, что здесь занятия бесплатные. Иначе их дети слонялись бы на улице. А те, кто у меня занимается, в кустах не ширяются. Хотя район в этом плане не самый благополучный, - доказывает очевидное Чурсинов, перечисляя, кто из его воспитанников стал золотым медалистом, поступил в «Бауманку»... - Закроют нас, чем эти ребята в свободное время займутся?
В клубе же запрещено и драться, и ругаться матом. Авторитет тренера среди воспитанников незыблем. А вот, что пишут о Чурсинове и о клубе родители на форуме «Детки-33»:
«Он в свое время Вязьмикина и Дурнева тренировал. Душа-человек! Только клуб - нищета... беднее только церковные мыши. Я уже плакалась по этому поводу. Чурсинов - старой закалки, скидываться даже на футболки на соревнования не разрешает, так и бегают в «Лыжне России-2009»
Но тренер от Бога. Ради него ходим».
Но почему нужно выбирать между талантливым тренером или педагогом и нормальными, безопасными условиями? Футбольное поле профлицея № 7, где гоняют мяч «харламовцы», тоже вызывает вопросы. Ладно, половину поля закатали в асфальт — травмоопасно, но зато училище теперь может отчитаться о наличии «универсальной спортивной площадки». Но почему ограждение смонтировано так, что острые края обрезанной рабицы направлены внутрь площадки? Безопасность детей не так важна, как вид снаружи?
Евгения Михайловича мы честно предупредили, что общение с нами, тем более такое откровенное, может выйти ему боком.
- А кто тут работать будет? Я пенсионер, поэтому вместе с пенсией мне зарплаты в 11 тысяч на жизнь кое-как хватает. А молодые за такие деньги работать не пойдут. Приходили, интересовались. И не задерживались, - машет рукой тренер.
Может, вот эта нищета муниципальных клубов и их сотрудников и есть главная тайна, которую от нас пытаются скрыть? Так это давно ни для кого ни секрет.
Робкий оптимизм внушает смена руководства в ДЮЦ «Молодежный». После того, как его возглавил Марат Мангушев, клуб «Харламовец» впервые за долгое время получил 6 новых мячей и форму для тренировок. Может, и с нормальным помещением вопрос все же решится?
А мы с огромным удовольствием сделаем репортаж с такого новоселья.
Читайте также: Во Владимире появится новая церковь