Но лучше страховой медицины до сих пор никто ничего не придумал.
Жалоб больше — дефектов меньше
Долгое время в России взносы и на обязательное, и на добровольное медицинское страхование были заботой исключительно работодателей. Застрахованные в эту историю не вкладывались. Поэтому неурядицы в экономике сыграли свою роль в общей «картине мира»: с 2014 года по 2017-й натуральный объем рынка добровольного медицинского страхования постоянно снижался, и лишь в 2018-м динамика стала положительной. Полисы ДМС подешевели — по данным fincult.info, «отчасти благодаря тому, что с 1 января 2019 года вступил в силу закон о телемедицине, разрешивший врачам консультировать пациентов дистанционно». Из-за этого страховщики смогли снизить издержки и тарифы и разработали недорогие (выборочные) продукты по ДМС. А на более доступный товар и спрос выше.
Александр Трошин, председатель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков, директор по развитию ООО «АльфаСтрахование-ОМС», говорит, что развитие медицинского страхования, в том числе добровольного, — в целом в интересах государства. Страховка — это всегда договор с условиями, которые стимулируют уделять внимание профилактике. В том числе по экономическим причинам: условно, лечение рака на 1-й стадии обходится намного дешевле, чем на 3-й и тем более 4-й. Не говоря уже о том, что шансов на успех больше именно при ранней диагностике. Лишь бы она работала.
Трошин говорит, страховщики сейчас агитируют людей за диспансеризацию и борются за повышение обращаемости к ним пациентов в случае проблем с больницами. Кстати, 30% от сумм финансовых санкций к проштрафившимся ЛПУ — доля страховых компаний. Но пациенты, кроме профессиональных недовольных, пока скромничают - жалуются только в критичных ситуациях, боясь недовольства врачей, к которым «вдруг снова придется пойти». А зря: нарушения порядка и стандартов оказания медпомощи опасны рисками прогрессирования заболеваний (в 78% случаев) и даже инвалидизацией и летальным исходом (0,1%). По данным эксперта, чаще всего нарушения фиксируют в онкологии, неврологии, травматологии и ортопедии, хирургии, неонаталогии и терапии. С межведомственным управлением качеством медпомощи (то есть при контроле страховщиков, самих больниц и департамента здравоохранения - со штрафами за нарушения) процент дефектов на практике, уверяет эксперт, снижается.
Наши деньги работают на Москву
Тем не менее ДМС в России — это пока больше корпоративная история. Большинство сограждан обходятся стандартными полисами ОМС, неизменно задаваясь вопросом, почему у нас медицина «не как в Германии (Швеции, Израиле и т.д.)». Одна из главных причин — банальная: деньги. В той же Германии на медстраховку работника в среднем уходит 15% от его зарплаты. У нас работодатели отчисляют в ФОМС 5,1%. Про разницу в абсолютных цифрах здесь лучше вообще не вспоминать.
Конкретно во Владимирской области есть еще проблема, усугубляющая положение больниц: критичное количество местных жителей, уезжающее лечиться за пределы региона — даже при наличии нужных специалистов и лечебных программ здесь. Для сравнения: за иногородних пациентов Владимирская область в прошлом году получила около 500 млн рублей, в то время как владимирские жители по полисам увезли за пределы области 1,78 млрд (больше 1,1 млрд — в Москву и Московскую область)! Можно долго митинговать в стиле «это потому, что там лечат лучше», а «пациент имеет право выбирать, где ему лечиться», но на деле не все однозначно. Часто госпитализация владимирцев за пределы региона происходит по схеме «приедете на платную консультацию — мы направим вас на госпитализацию по ОМС». Именно так, например, одна моя знакомая попала на гинекологическую операцию в Ивановской области, отдав из своего кармана около 30 тысяч наличными на консультации с хирургом до процедуры, а потом ФОМС заплатил и непосредственно за госпитализацию. Хотя во Владимире такие операции по полису блестяще проводят, например, хирурги БСП.
Фокус в том, что тарифы в регионах сильно разнятся: за одну и ту же услугу во Владимире, например, и в Москве больницы получают очень разные суммы. И эта разница (не в нашу пользу) будет усугубляться, если картина не изменится. У ФОМС один бюджет, и если где-то прибывает, то где-то ровно столько же убывает. Это чревато недофинансированием местных больниц. По сути, увозя «медицинские» деньги в другие регионы, мы не даем развиваться своему. В том числе в этом причины ухода классных специалистов из госбольниц в частные клиники. И что потом - будем ходить в платные? Вот только там большинству из нас по карману разве что разовые консультации и простейшая диагностика. Случись что серьезное, требующее оперативного и высокотехнологичного вмешательства, — мы побежим в те самые госклиники, надеясь на помощь по ОМС, и будем жаловаться, что там «не хватает врачей, лекарств, оборудования, что большие очереди и т.п.».
Кроме столицы владимирцы охотно помогают развиваться медицине Нижегородской (338 млн за прошлый год) и Ивановской (116 млн) областей. А самая востребованная специальность у мигрирующих владимирских пациентов — акушерство и гинекология (больше 3,5 тысячи госпитализаций, по данным территориального ФОМС). Хотя, как уже сказано, в регионе по этому профилю работают специалисты высокого уровня.
Пациентов не сдадут!
Самое любопытное, что, невзирая на недовольство медициной в медиа, количество обращений от конкретных пациентов в ФОМС и страховые компании снижается: 7513 - в 2018 году, 7145 — в 2019-м. При этом 6,5 тысячи человек в прошлом году вовсе не жаловались, а лишь консультировались — по организации медпомощи, по получению полисов и т.д.
Непосредственно жалоб было 374, из них обоснованной признана 221. По данным директора территориального ФОМС Ольги Ефимовой, это на 10,4% меньше, чем за год до этого. Большая часть обоснованных жалоб касалась ненадлежащего качества медпомощи (42,5%), взимания денег за то, что предусмотрено программой ОМС (18%), и отказа в медпомощи по ОМС (14%). При этом жаловаться сейчас гораздо проще — ввиду развития института страховых представителей, призванных — при необходимости — сопровождать пациента на всех этапах оказания медпомощи: от консультаций и маршрутизации до организации и проведения экспертиз качества этой самой помощи. Из 90 амбулаторно-поликлинических учреждений региона страховые представители уже работают в 36. Где-то, как, например, во владимирской ГБ № 5, есть стойка страхового представителя, а где-то установлены антивандальные телефоны — специально для прямой связи со страховой компанией. В системе ОМС Владимирской области таких компаний три: «Капитал» (больше 60% рынка), «Ингосстрах-М» (27,3%) и «Макс-М» (12,7%).
А вот в системе ДМС могут работать все страховщики, выправившие соответствующую лицензию. Что интересно, беспроблемной их жизнь тоже не назовешь. На одном из совещаний представители компаний озвучили проблему: рост мошенничеств со страховками. Некоторые ушлые товарищи оформляют полисы ДМС, уже зная о своих сложных диагнозах. Но поскольку у страховщиков нет доступа к базам данных больниц и ФОМС, доказать умысел сложно. А суды, дескать, часто встают на сторону пациентов, что по-человечески понятно: когда с одной стороны, например, больной онкологией, а с другой — богатая страховая компания, априори хочется помочь более уязвимому... Мечты страховщиков о том, что ФОМС начнет делиться информацией о пациентах, скорее всего, останутся мечтами.
- Есть законодательство - по сохранению врачебной тайны, по защите персональных сведений, - говорит Ольга Ефимова. - Нарушать его нас никто не заставит. Когда к нам поступает запрос от страховой компании с копией заявления с непонятной подписью, что человек разрешает получить сведения о его здоровье и обращениях в лечебные учреждения, мы однозначно отказываем. Если человек заинтересован в том, чтобы предоставить страховой компании эти данные, пусть обращается лично в ФОМС — ему мы предоставим полную информацию о его обращениях.
КСТАТИ
8-800-200-11-09 — телефон горячей линии территориального ФОМС.