Сразу скажем: такой любопытной и аутентичной экспозиции, как в Александровском художественно-краеведческом музее, к которому относится ансамбль «Усадьба Первушина», мы давно не видели. Это вам не музеи чашки, пробки, значков или ужасов, которые, конечно, очаровательны и познавательны, но к настоящей культуре относятся мало. Здесь — совсем другое дело.
Мы откровенно не ожидали, что в российской, и что особенно в данном случае приятно – владимирской, провинции люди своими силами могли создать нечто столь же интересное, как, например, набитый роскошью мадридский Музей Серральбо. Масштабы у двух этих усадеб разные, но формат и аутентичность - равные. Удивительный сюрприз маленького города.
Некоторые люди считают музеи «неживыми и скучными». Возможно, потому, что часть музеев — это прежде всего храмы науки, сотрудникам которых посетители, слушающие вполуха и норовящие все потрогать, абсолютно неинтересны. Однако здесь, в Александрове, любовь сотрудников «Усадьбы Первушина» к истории своего города и его основателей настолько велика, что у гостей нет ни единого шанса не влюбиться в этот музей. Поверьте, мы на себе проверили магию местных экскурсоводов.
Друзья музея
Первые, с кем мы встретились, приехав в «Усадьбу Первушина», были музейные волонтеры. А это уже показатель, что музей живой, добрый и «незакостенелый». Будь по-другому, стали бы люди тратить свое свободное время на помощь музейщикам? А раз вливаются в это музейное сообщество, значит, им тут интересно и комфортно. Константин Коротких — студент-медик. На субботниках помогает приводить в порядок территорию музея, в исторических реконструкциях участвует — уже примерял на себя образы Петра I, Гордона, скомороха... Иногда он просто заходит пообщаться со смотрителями.
- Для меня музей — отдушина. Приятный коллектив, с ними хорошо, душевно. Здесь я отвлекаюсь от современного ритма жизни. Мне здесь все нравится: обстановка, как люди разговаривают друг с другом — потому что от арго и сленга очень устаешь... Музей — это еще и сохранение традиций культуры общения и манер, которые были присущи образованным людям прошлого. А я считаю, нужно брать лучшее из прошлого, чтобы не угасали эти традиции, - говорит Константин.
Другой волонтер - строитель и предприниматель Александр Торлопов с музейщиками подружился на почве общих интересов к истории и походам.
Он участвовал в «Экспедиции под княжеским стягом», мероприятиях фестиваля на Каринском поле, в организации фестиваля «Виват, Россия!». Теперь по просьбам друзей помогает по ремонтно-строительной части. Например, сделал во дворе особняка купца Первушина каменную мостовую.
Оба молодых человека говорят, что этот музей для них - неотъемлемая часть города и его культуры. И они в этом искренни. А ведь Александровский художественно-краеведческий музей - совсем молодой: ему всего 30 лет. Однако горожане его обожают, а туристы - все как один - выходят с экскурсий довольными. Одно из главных достижений александровских музейщиков - спасение особняка, построенного в 1874 году, в котором жил «тот самый» купец Алексей Первушин. Теперь это основной корпус музея.
Гостеприимно, убедительно, настроенчески
Здание музею передали в 1991 году. Музейщики убрали гаражи и сараи с территории, раскрыли заложенную кирпичом веранду.
- Это единственный купеческий особняк позапрошлого века в городе, сохранившийся без перестроек - со всеми архитектурными деталями и декором. Песни этому особняку петь можно долго. Здесь сразу три стиля присутствуют: неоклассика с элементами ампира, а веранда в стиле модерн - как итальянский портик с открытой колоннадой. В нашем климате такое редко встретишь. В городе больше ничего подобного нет! - восторгается Людмила Рыбина, автор экспозиции, посвященной жизни Первушиных.
Судьба Алексея Первушина интересна сама по себе. Он родился в бедной мещанской семье. В 10 лет осиротел, начал работать мальчиком на побегушках в конторе промышленника Ивана Баранова. Стал приказчиком, затем членом совета директоров, вошел в купеческое сословие, женился на дочери городского головы... Как бы сейчас сказали, сделал карьеру. И дом этот построил он.
В особняке купца собирался цвет городской элиты. А сейчас его гостем может стать любой желающий. Сотрудники музея постарались, чтобы посетители чувствовали себя именно гостями радушных хозяев. Экскурсионная программа так и называется - «В гостях у купца Первушина». - Нам хотелось создать эффект присутствия, чтобы гости полностью погрузились в атмосферу купеческого дома. Поэтому в экспозиции нет загородок, витрин, этикетажа.
Каждый посетитель, даже одиночка, обязательно идет с экскурсией. Экскурсовод и роль встречающего гостей хозяина выполняет, и функции смотрителя заодно, - рассказывает переодевшаяся в стилизованное под старину платье Людмила Александровна.
- Есть и расширенный, праздничный вариант «приема» гостей, когда их встречают приказчик и купец с купчихой. Сами гости охотно включаются в эту игру, переодеваясь в костюмы той эпохи. В музейной «костюмерной» посетителю подберут образ и помогут перевоплотиться. Даже на группы по 40 человек нарядов хватало! - Когда потом все встречаются уже переодетыми, сначала, бывает, не узнают друг друга. Но это очень весело! - говорит автор экспозиции.
Она же в музее и главная швея: шляпки, костюмы — ее работа. Людмила Александровна ведет нас по комнатам. Анфилада первого этажа - «личное пространство»: приемная, рабочий кабинет, диванная, спальня. Сейчас музейщики готовятся расширять экспозицию, обустраивают детскую комнату.
Второй этаж — парадный. Из внутренних покоев наверх ведет крутая и узкая «черная» лестница. По ней прислуга подавала гостям кушанья. Приглашенные же поднимались по парадной лестнице. Здесь стоит большое зеркало из дома Анастасии Цветаевой. Возможно, в него смотрелась и ее знаменитая сестра Марина. Подлинная обстановка особняка, конечно, не сохранилась. Но музейщики проделали огромную работу, собрав интерьер из вещей той эпохи и восстановив расстановку мебели по картинам и фотографиям. Получилось очень убедительно. Словно хозяева особняка до сих пор живут в этом доме.
В парадной гостиной, где танцевали и музицировали, не обойтись без музыкальных инструментов. Старинная фисгармония и хаммерклавир - оба в рабочем состоянии.
Хаммер-клавир первой четверти XIX века — вообще уникальный экспонат.
Это «предок» рояля, первый молоточковый инструмент, пришедший на смену клавесину. Первый директор музея Евгений Усанов нашел инструмент в прямом смысле слова на помойке - в ужасном состоянии. Требовалась серьезная реставрация, на которую у муниципального музея не было денег. Но александровцам повезло: Минкульт как раз тогда запустил программу реставрации музыкальных инструментов из провинциальных музеев.
Кстати, как и этот клавир, очень многие экспонаты энтузиасты музея находили в самых неожиданных местах (на свалках, на чердаках и т.д.) в ужасном состоянии и точно так же своими силами возвращали уникальнейшие предметы к жизни.
Живая история
Музейные энтузиасты справедливо считают: чтобы лучшие традиции прошлого сохранялись и наследовались, они должны жить и взаимодействовать с современностью, а не быть отделенными от нее вековым слоем пыли или толстым витринным стеклом. Кроме экскурсионной программы «В гостях у купца Первушина» музей приглашает горожан и гостей Александрова проводить семейные праздники в особняке. Причем в стиле стародавних времен... Проводятся здесь и «Святки-колядки», и выпускные, на которых, кстати, подростки играют в забавы XIX века — крокет, городки, чиж.
- Нельзя стоять на месте. Нужно всегда идти в ногу со временем, быть в гуще жизни, искать новые формы, чтобы музей, не теряя просветительской миссии, был местом, куда люди приходят за радостью, где им интересно. Вот тогда они и историей заинтересуются! - убеждена директор музея Ольга Меньшикова.
Именно директор придумала веселый квест «За семью замками». А осуществить идею помог грант комитета по туризму. Именно на эти деньги были соответствующе оборудованы подвалы конца XVIII века, в которых нужно найти семь ключей, а попутно познакомиться со старыми предметами быта и их назначением, устаревшими мерами длины и веса.
На гранты областного департамента культуры и комитета по туризму АВО здесь построены две экспозиции, связанные общей идеей в один проект: «Чертоги подземного царства» повествуют о минералах и минералогии, которой увлекался сын Алексея Михайловича Первушина - Сергей, и «Магия камня», которая рассказывает о том, как в Александрове научились выращивать камни промышленным способом (тоже, кстати, невероятно увлекательная для провинции выставка). Сейчас александровские музейщики готовят еще одну экспозицию — археологическую. Но планов у них гораздо больше.
Вместе с городом
Инициатором одной из выставок – «Mail-art», к примеру, стал наш коллега Эдуард Егоров. В этом году исполняется 150 лет с того момента, как в Александров прибыл первый поезд. Эдуард в соцсетях предложил людям со всего мира откликнуться на это событие и прислать открытки и письма с рисунками на тему железной дороги. С местными художниками у музея также крепкая и давняя дружба. Более того, клуб художников был одним из инициаторов создания музея. Благодаря этому в фондах большие коллекции работ ученика Маковского Константина Пынеева, Ивана Козлова, Николая Абрамова, Федора и Дмитрия Лавровских, Михаила Шемякина, Бориса Французова, Михаила Харламова, Виктора Дынникова... Уникальна и коллекция кроки — образцов рисунка тканей, выпускаемых на фабрике Барановых. Таких образцов в фондах около 250 экземпляров, самые ранние — 1837 года.
Выставочный зал никогда не пустует. В нем с удовольствием выставляются не только александровские мастера, но и художники из Владимира и Москвы.
- У нас выставки временные меняются каждые 3-4 недели. Заявок столько, что нам сложно фондовые вещи выставлять, площадей не хватает, - в словах директора музея и гордость за востребованность своего учреждения, и грусть — дополнительные помещения необходимы. И площади есть! Есть частный подвал под экспозицией о войнах ХХ века. Самой экспозиции явно тесно: там и подлинные экспонаты, и оборудование для интерактива, дающего школьникам немного почувствовать себя участниками сражений. Можно было бы развести интерактив и мемориальную составляющую. И нужно! Но пока нет средств на выкуп помещения.
В мечтах о реставрации
Есть у музея собственные подвалы, под первушинским особняком. Но после предыдущего собственника там приходится наводить капитальный порядок.
- Мы хотим весь нижний этаж посвятить городскому купечеству, потому что несправедливо, что мы рассказываем только о Первушине и ничего не говорим, например, о Зубовых и Барановых. А ведь Зубовы одними из первых открыли красильные фабрики. Василий Павлович Зубов был известным коллекционером, а Владимир Васильевич открыл первую музыкальную школу в городе, она и сейчас носит его имя. Барановы дали деньги на строительство собора, вложились в железную дорогу. У них была изумительная усадьба, но ее, к сожалению, снесли. Мы обо всем этом пока не рассказываем — негде, - сожалеет Людмила Рыбина.
Однако чтобы приспособить подвалы даже под хозяйственные нужды, а тем более под выставочные залы, необходимы серьезный ремонт и реставрация. А это снова деньги. Большие. По-хорошему в серьезной реставрации нуждается весь особняк. До перестройки он десятилетиями использовался как медицинское учреждение, поэтому ни о каком бережном отношении речи не шло, красили стены слоями — и только. В прошлом году из-за перепада температур с южного фасада отвалилась штукатурка, местами до дранки. На ремонт фасада деньги запланированы, но только на следующий год. Другая беда - в любой момент могут прекратить работать туалеты.
В подвале как раз очень хорошо видно, что под туалетами половые доски сгнили и поддерживаются лишь распорками. К тому же две кабинки на группы по 40 человек — это определенно мало. Нет места и для нормальной гардеробной. А в подвалах как раз можно было бы разместить и гардероб, и туалеты, и новые экспозиции.
Загвоздка в том, что на сами строительные и реставрационные работы, на оборудование для выставок можно подать заявку на включение в целевые программы, заявиться на областные или президентские гранты. А вот проектно-сметную документацию Федерация не оплатит. Музей-то муниципальный. Хотя при этом особняк Первушина - собственность государства. Разработка проектно-сметной документации из-за различных экспертиз, требуемых охранным законодательством, выходит очень дорого для муниципального бюджета, речь о миллионах. Слишком накладно для муниципалитета, который, впрочем, помогает чем может...
- Знаете, московские туристы нам говорили, что первое впечатление от вида здания —разруха, но когда они пообщаются с нашими экскурсоводами, мнение меняется кардинально, - поделилась с нами на прощание Ольга Меньшикова. - Им все нравится. В отзывах никто ни разу не упоминал про проблемы. Пишут, что нужен ремонт и реставрация, но в упрек это не ставят.
Нам этот музей тоже пришелся по душе. Его очень любят люди, которые в нем работают, и это нельзя не почувствовать. Однако реставрация уникальному зданию необходима. Возможно, область сможет поучаствовать в его судьбе? Ведь это то место, которым, на наш взгляд, может гордиться весь регион.
Читайте также: Опора ЛЭП в образе богатыря на востоке Владимира официально открыта