23 февраля в 09:29
  1. Общество

Владимирские летчики: трое в небе, не считая врагов

Фото: из архива редакции
«Владимирские ведомости» продолжают вспоминать о подвигах героев из нашего региона во время Великой Отечественной войны. Среди них - отважные летчики Валентин Веденеев, Виктор Башкиров и Виктор Заевский, которые своим примером вдохновляли советских пилотов.

Веденеев: за себя и за друга

Кольчугинец Валентин Веденеев не раз доказал, что наши летчики малым числом могли добиваться успеха даже против превосходящих сил Люфтваффе.

Он родился 17 мая 1921 года в селе Флорищи, тогда - Покровского уезда, а с 1929 года и поныне — Кольчугинского района. После учебы в Кольчугинском металлургическом техникуме успел поработать слесарем и мастером на заводе цветных металлов. А в феврале 1941-го был призван в армию. Вскоре стал летчиком-истребителем.

Бои для него начались в апреле 1942 года. Веденеев за три года воевал поочередно на боевых машинах трех марок: «Як-7», американском P-40 «Киттихоук» (их поставляли союзники по лендлизу) и «Ла-5». Первую личную победу Валентин одержал 30 августа 1942 года, когда группа наших истребителей вступила в неравный бой с 24 вражескими самолетами. Шесть немецких машин были сбиты, одна - лично Веденеевым.

В дальнейшем Валентин не раз совершал подвиги аккурат к важным датам советского праздничного календаря, о них охотно сообщала военная пресса. Например, 7 ноября 1942 года, в годовщину Октябрьской революции, в районе станции Лихарево Веденеев и четверо его товарищей вступили в бой с 16 вражескими бомбардировщиками. Наши истребители рассеяли их, не допустили бомбежки своих эшелонов на станции. А Веденеев записал на свой счет еще два сбитых самолета.

В феврале 1944 года накануне 26-й годовщины Красной армии, старший лейтенант Веденеев, выполняя боевое задание, заметил два вражеских самолета. Несмотря на низкую облачность, интенсивную стрельбу немецких зениток и численное преимущество врага, наш летчик атаковал и прямо-таки вогнал в землю одного из противников. А в июне 1944-го героически погиб над Карельским перешейком однополчанин и друг Веденеева, петербуржец Владимир Серов. После этого Валентин Веденеев написал на борту своего самолета: «За Владимира Серова» и продолжил сражаться и за себя, и за друга. В июле 1944 года Веденеев повел 6 самолетов своей эскадрильи против 15 «Юнкерсов» и 6 «Мессершмиттов». Сбил «Юнкерса». Уцелевшие враги, сбросив бомбы где попало, поспешно ретировались.

В очередную годовщину Красной армии, 23 февраля 1945 года, Валентин Веденеев был удостоен звания Героя Советского Союза. Всего он сбил 24 вражеских самолета врага лично и один - в группе. После войны он еще больше 10 лет служил в военной авиации, а потом вернулся в Кольчугино и работал старшим инженером на заводе. Скончался герой в 1988 году.

Башкиров: парень из Оргтруда

Виктор Башкиров был чуть старше Веденеева. Родился 27 ноября 1920 года в поселке при бывшей мануфактуре купцов Никитиных, нынешнем Оргтруде. В юности работал во Владимире на заводе «Автоприбор», занимался в аэроклубе. Затем окончил Сталинградскую военную школу летчиков и стал истребителем. На войне Башкиров сражался с сентября 1941 года до Победы. Летал на «МиГ-3» и «Яках» трех моделей.

Среди наиболее ярких подвигов Башкирова особенно изумляет бой, состоявшийся 3 ноября 1943 года. В тот день наш пилот вообще не планировал драться - просто перегонял свой «Як-7» на другой аэродром. В отсек фюзеляжа за бронированную спинку сиденья усадил механика. Но по пути заметил одиночный «Юнкерс-88». Не иначе разведчик! Башкиров с ходу атаковал. Немецкий самолет попытался оторваться со снижением. Но Башкиров не отстал и уже на высоте 100 метров безжалостно расстрелял «Юнкерс». Не успел Виктор снова набрать высоту, как на него налетели две пары истребителей «Фоккевульф-190». Видимо, и для них встреча в небе с парнем из Ортруда стала сюрпризом. Один из немцев оказался ниже нашего «Яка», Башкиров не упустил шанса и сразу сбил его. Но за «Яком» погналась вторая пара врагов. На перегруженной машине с механиком за спиной теперь уже Виктор уступал в скорости. Поэтому вместо бесполезного ускорения он резко сбросил обороты. Один из врагов проскочил вперед и попал прямо в прицел пушки Башкирова. Тот не промахнулся, и немецкий истребитель загорелся. Дальше произошло совсем уж неожиданное: подбитый немец попытался сбить пламя со своего самолета. Но при попытке резко развернуться врезался в партнера! Так что оба вражеских истребителя рассыпались в воздухе. Итого у Башкирова на счету оказалось сразу 4 сбитых самолета в одном бою. Можно себе представить, какие эмоции пережил авиамеханик Башкирова, ютившийся в отсеке за бронеспинкой, пока его пилот сражался на крутых виражах!

Уже 4 февраля 1944 года Виктор Башкиров получил звание Героя Советского Союза. Всего он провел около 300 боевых вылетов, 35 воздушных боев, а сбил, по одним данным, 19 самолетов противника, по другим - 16. Башкиров ушел в запас в 1960 году в звании полковника. Однако на малую родину не вернулся, а поселился в Чернигове. Но не забывал о родном поселке, переписывался с ребятами из оргтрудовской школы... Скончался 27 июля 1991 года.

Заевский: «небесный тихоход» из Коврова

История начальника Ковровского аэроклуба Виктора Заевского заставляет вспомнить знаменитый фильм про летчиков «Небесный тихоход» с песнями Фатьянова. В том кино главный герой вынужденно пересаживается с истребителя на тихоходный «У-2» и творит на нем чудеса.

С реальной биографией Заевского есть одна большая разница: Заевский с самого начала воевал на «У-2» (в 1944 году переименованном в «По-2») - на том самом «кукурузнике» с деревянным фюзеляжем и открытой кабиной, который мог разогнаться максимум до 150 км в час. Однако ему в отличие от героя фильма «Небесный тихоход» не надо было объяснять, на что способен скромный с виду «У-2» в качестве легкого ночного бомбардировщика — этого коварного оружия русских, которое немало навредило гитлеровцам.

К началу войны Заевский был уже «стариком» в глазах молодых пилотов: в августе 1941-го ему исполнилось 32 года. Уроженец Санкт-Петербурга летал к тому времени более 10 лет, обучив много молодежи в Ковровском аэроклубе. А тогда основным учебным самолетом Красной армии как раз и был «У-2». Именно на таком самолете, только боевой модификации, Заевскому пришлось воевать с января 1943 года.

Один из самых успешных рейдов на врага Заевский и его штурман Лакатош совершили ровно 76 лет назад, во время Корсунь-Шевченской операции на Украине, 17 февраля 1944 года. Задача была - разбомбить скопление гитлеровцев в районе Шендеровки. Преодолев 145 км, в сплошном снегопаде, практически вслепую, при болтанке и обледенении самолета Заевский с товарищем точно вышли на цель. Как никак, уже больше 60 боевых вылетов на счету. Они удачно сбросили зажигательные бомбы на ничего не подозревавших врагов. Загоревшиеся внизу немецкие машины и повозки стали прекрасным ориентиром для других экипажей. Добавила «огоньку» и наша артиллерия. Боевая задача была выполнена успешно.

В праздничный день 23 февраля 1945 года капитану Виктору Антоновичу Заевскому за образцовое выполнение боевых заданий было присвоено звание Героя Советского Союза. Уцелев на войне, опытный летчик служил армии до 1953 года, а потом жил в Ленинграде, где скончался 21 августа 1977 года.

Славные подвиги Валентина Веденеева и двух Викторов, Башкирова и Заевского, из Владимирского края по праву вошли в историю военной авиации.

Читайте также: Летчика из Владимирской области боялись «мессеры» и «фоккеры»

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Владимирские больницы дополнительно оснастят аппаратами искусственной вентиляции легких вчера в 19:56
В медицинских учреждениях региона должно быть 237 аппаратов искусственной вентиляции легких. Эту норму установил Владимирской области Минздрав.
Музей ложки во Владимире приглашает гостей онлайн вчера в 18:34
Во Владимирской области в связи с коронавирусом не только государственные и  муниципальные, но и частные учреждения культуры перешли на общение с посетителями дистанционном формате. В режиме онлайн продолжил работу и уди…
Владимирские перевозчики получат новые правила конкурса вчера в 17:57
Об этом шла речь 30 марта на заседании рабочей группы по вопросу организации деятельности общественного транспорта во Владимирской области. Его провел заместитель губернатора Игорь Моховиков.