12 апреля 2020 в 09:45

Владимирские добровольцы каждый день говорят коронавирусу: «Не сегодня!»

Больше 200 волонтеров во Владимирской области каждый день помогают одиноким старикам справляться с проблемами в режиме самоизоляции. Одного из них «ВВ» попросили поделиться впечатлениями от этой невидимой для большинства людей, но такой важной работы. Кстати, наш автор-волонтер, прислав по нашей просьбе текст, сказал «Простите, если там опечатки, а то глаза уже слипались». Представляете? Он дни напролет помогает людям — и еще извиняется за то, что устал!

Будни волонтера

Началась эта небольшая, но важная история как в знаменитом произведении Корнея Ивановича Чуковского: «У меня зазвонил телефон…».

- Михаил, нужна помощь!

- Понял, сейчас буду.

Через четверть часа, стоя возле подъезда 78-летней бабули, прохожу инструктаж по технике безопасности и выполнению заявки, поступившей не горячую линию 8-800-200-34-11 помощи пожилым и маломобильным гражданам, которые находятся в режиме самоизоляции во время эпидемии коронавируса. Славно, что за плечами неплохой волонтерский стаж и опыт общественной деятельности.

Вместе с напарницей и коллегой Аленой Бойковой (координатор команды «Молодежка ОНФ» и одна из главных волонтеров региона) пропитываем руки антисептиком, надеваем защитные маски и перчатки. Далее звоним в домофон, диктуем код и поднимаемся на пятый этаж.

Дверь нам открыла Тамара Полковникова. Первое, что бросается в глаза – гипс на правой руке. С этой картиной приходит понимание, почему и зачем я здесь. Бабушка просит выбросить мусор, забрать почту и набрать две канистры воды, так как вода из крана идет негодная - для питья. Из диалога с 78-летней женщиной выясняется, что Тамара живет одна, родственники в Санкт-Петербурге, к тому же на ноге у нее протез. За несколько дней до введения карантина она поскользнулась, упала и сломала руку. Помощи решила искать у волонтеров, для этого обратилась на горячую линию. «Чуда не ждала», - говорит женщина, но помощники откликнулись.

Набрали воды, выбросили мусор, доставили почту. Тамара протянула список с необходимыми продуктами, которые она заранее согласовала с волонтерами. Для удобства он записан на листке бумаги с пояснением, что и в каком количестве необходимо. Бабушка протянула Алене деньги. Идем в магазин, покупаем все по списку - за исключением молока – указанной марки на витрине нет. Звоним уточнить альтернативу, диктуем ассортимент. Несколько наименований спустя добираемся до приемлемой марки. Товары пробиваем, расплачиваемся и обязательно (!) забираем чеки.

Перечень продуктов переписываем в заявочный лист, распечатанный перед выездом к бабушке. Также туда вносим цену, время и дату, фотографируем чек и только после этих действий протягиваем 78-летней женщине продукты и сдачу. На лице у Тамары проявляются слезы, слезы радости. «Спасибо вам большое, молодые люди. Куда бы я без вас», - говорит она. Мы просим еще пару минут, чтобы женщина еще раз проверила качество продуктов. Затем протягиваем заявочный лист на подпись – обращение отработано.

Именно таким выдался мой первый выезд в качестве волонтера в эпоху новой реальности, созданной эпидемией коронавирусной инфекции. Здравствуйте, меня зовут Михаил Мойсеянчик, мне 32 года. Тружусь координатором по работе со средствами массовой информации в Общероссийском народном фронт, в свободное время помогаю людям.

Восемь выездов за первую неделю – таков краткий итог лично моей скромной волонтерской деятельности. Но на этом она не заканчивается.

О волонтерском штабе

Коллеги-волонтеры рассказывают, что вначале было довольно-таки трудно влиться и организовать работу волонтерского штаба. Сейчас это скелет, постепенно обрастающий «мышечной массой». За несколько дней со дня открытия этого нужного социального объекта была создана настоящая волонтерская сеть, охватывающая каждое муниципальное образование Владимирской области. Ежедневно в штаб приходят новые лица с горящими глазами и горячими сердцами. Среди них - студенты, учителя, предприниматели, водители, представители общественных организаций и люди других профессий. Все они готовы помогать оставшимся наедине со своими проблемами пожилым гражданам.

Волонтерский штаб – это, по сути, динамический организм, одновременно являющийся мозговым и логистическим центром. Именно здесь «вооружаются» волонтеры всем необходимым, чтобы отправляться на вызов. Пополнить амуницию сюда приезжают и координаторы волонтерских штабов из районных центров – им выдают маски, перчатки, антисептик.

Постепенно на волонтеров выходят представители бизнеса, которые готовы помочь с предоставлением масок, организовать продуктовые наборы для пожилых и маломобильных граждан, помочь с транспортом и так далее. Недавно обратились представители цветочного магазина, которые из-за введения карантина вынуждены были закрыть свои торговые точки. Товар пропал бы, а мы, отрабатывая заявки, теперь могли порадовать бабушек ещё и превосходным весенним букетом цветов. Намедни привезли пряники, их тоже будем раздавать, и угощать отличившихся волонтеров.

Как все это работает

Постараюсь объяснить все самым простым языком. Заявитель (это может быть как сам нуждающийся, так и его родственник или сосед) обращается на горячую линию по номеру 8-800-200-34-11. Оператор вносит в специальную программу необходимые данные – ФИО, контактный номер телефона, адрес и в чем конкретно нужна помощь волонтеров. В основном последнее сводится к покупке лекарственных препаратов и продуктов питания, а также оплаты коммунальных услуг.

Далее этой заявке присваивается определенный номер – это и есть кодовое слово, которое необходимо произнести волонтерам, когда они идут на вызов. Мера предосторожности необходима, чтобы защитить пожилых граждан от потенциальных мошенников, поэтому операторы «горячей линии» просят абонентов записать на листок бумаги номер и открывать только тем людям, которые его назовут.

Так вот, эта самая заявка уже с номером приходит в специальную программу в региональный волонтерский штаб. Далее девушки-волонтеры ее обрабатывают – созваниваются с заявителем, уточняют адрес (бывает путаница, особенно в домах с номерами-буквами) и когда необходимо будет исполнить просьбу гражданина. Когда детали обговорены, заявку «спускают» волонтеру, который находится ближе всего к указанному адресу. Последний еще раз набирает заявителя и детально обговаривает с ним список необходимых продуктов и лекарств. Что будет дальше, вы уже знаете.

После того, как волонтер отработал заявку, он приносит заполненный заявочный лист в волонтерский штаб, где его вносят в базу. По возможности выполнение обращения подтверждают несколькими фотографиями. После этого на всех уровнях заявка считается отработанной.

На момент подготовки этого материала во Владимирской области на «горячую линию» поступило более 200 обращений, большая часть из них оперативно отработана. Обычно от подачи заявки до её выполнения не проходит и суток. Пока волонтеры справляются, но, по прогнозам экспертов, основной вал обращений ещё впереди, когда у людей начнут заканчиваться какие-никакие запасы купленной до самоизоляции еды и лекарств.

Масочный дефицит и швеи-добровольцы

Маски в условиях пандемии коронавируса — продукт дефицитный. Достать его очень проблематично. Во многих аптеках при поступлении их разбирают как горячие пирожки. В то же время - по инструкции - волонтеры обязаны выезжать на обращения со средствами личной защиты, а после выполнения каждой заявки утилизировать маску. В день может быть по несколько вызовов, соответственно, маски расходуются довольно быстро.

К счастью, не перевелись у нас в регионе еще добрые люди. На наш призыв о помощи откликаются неравнодушные предприниматели и граждане. Они готовы в домашних условиях изготавливать защитные маски. Кто-то шьет их по рецепту, прочитанному в медицинской книге, кто-то посмотрел, как их сделать, в интернете. Расходные материалы есть в тех же аптеках. Например, по нашей просьбе безвозмездно несколько пакетов резиночек были переданы волонтерам, а затем нашим помощникам по изготовлению масок.

Больше полусотни защитных изделий предоставила нам Нина Лобановская – эксперт Общероссийского народного фронта. У неё свой рецепт изготовления масок: «3-4 слоя марли, еще два слоя это хирургическая простынь, которая пропускает воздух. Всего шесть слоев. Я думаю, что они надежно защитят наших волонтеров. Эту маску можно носить 2-3 часа, она многоразовая. Но стирать её необходимо в мыльном растворе».

Помогать — не заходить

В последнее время люди задают нам всего два вопроса – «Как стать волонтером?» и «Как ребята защищают себя и других добровольцев штаба помощи пожилым гражданам?».

Отвечаю: во-первых, волонтеры ежедневно проходят проверку своего здоровья и физического состояния – обычно дважды за день, чтобы перестраховаться. Малейшее недомогание, повышение температуры, легкий чих — оставайся дома. Думаю, что большая часть нашей команды серьезность ситуации прекрасно понимает, осознает и делает все возможное, чтобы минимизировать риски. Для новобранцев проводят инструктаж, где буквально «разжевывают» каждое будущее действие волонтера — с вариантами. Особенное внимание уделяют ритуалам чистоты: правильное ношение средств личной защиты, качественная обработка рук антисептиком, социальная дистанция с заявителями и многое другое.

Важно отметить, что при выполнении заявки волонтеры ни при каких обстоятельствах не должны заходить в дома и квартиры к старикам. В то же время некоторые из пенсионеров были бы рады такому вниманию молодых людей - многие пытаются угостить конфетами, пожать руку или пригласить на чашечку чая. В данном случае твердое «НЕТ!» - самый лучший аргумент. И в данном контексте это не невежливость, не эмоциональный порыв, а наоборот — забота, которая должна помочь сократить риски заражения. Тем более, надо понимать, что дальше волонтер отправится на другое задание. Поэтому времени «просто на общение» с теми, кому мы помогаем, не остается. Нам лично обычного «спасибо» вполне достаточно.

Конечно, мы стараемся. Нас уже много. Но помощь нам не помешает. Пожалуйста, приходите, если готовы к нам присоединиться.

Как стать волонтером? Для этого действует единый портал на всю страну – мывместе2020.рф. Он достаточно прост в навигации и логистике. Можно зарегистрироваться по нескольким направлениям волонтерской помощи – доставка продуктов и лекарств, онлайн-помощь, психологическая помощь и прочее. На этом портале есть и раздел для предпринимателей, готовых помочь как волонтерскому движению, так и нашим уважаемым старикам.

В конце отмечу, что идея создания единого пункта помощи принадлежит Всероссийскому движению «Волонтеры-медики» совместно с Ассоциацией волонтерских центров и Общероссийским народным фронтом, которые взяли на себя ответственность в это непростое время, чтобы помочь пожилым людям, которые оказались на карантине или просто не имеют возможности выйти на улицу.

Берегите себя и своих близких. И, пожалуйста, не забывайте благодарить людей даже за скромную помощь: поверьте, волонтерам тоже нужны душевные силы, чтобы продолжать. И ваше «спасибо» для восполнения этих сил - на вес золота.

Читайте также: В Гороховце к волонтерскому штабу присоединился священник

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
17 минут назад Во Владимирской области начался пилотный проект по "чипированию" коров
19 ноября при поддержке министерства сельского хозяйства и ведущих сельскохозяйственных организаций во Владимирской области стартовал пилотный проект по внедрению российской системы мониторинга молочного стада.
44 минуты назад В Муроме чиновница приобрела для сирот жилье в аварийном доме
УФСБ России по Владимирской области во взаимодействии с региональным Следкомом и прокуратурой выявлена противоправная деятельность бывшей начальницы управления образования Муромского района. Женщина приобрела за бюджетны…