23 апреля 2020 в 13:42

Владимирский школьный психолог - о плюсах дистанционного обучения

Фото: Ирина Игнатова
Еще смешной Карлсон призывал к сохранению спокойствия. Как его сохранить в современной ситуации? Как общаться с подростками и помочь им в дистанционном обучении? На эти и другие вопросы отвечает эксперт - зав. кафедрой педагогики и психологии здоровья Владимирского института развития образования, школьный психолог, кандидат биологических наук Людмила Панфилова.

- Да, многие сейчас испытывают психологическое напряжение и волнение, связанное с неизвестностью и неопределённостью завтрашнего дня, - говорит она. - И очень важно справиться со своими переживаниями, обрести состояние равновесия. Надо сосредоточиться на том, что вы можете сделать, а не на том, что изменить не в вашей власти.

Нужно контролировать свои мысли и поведение – подумать том, что вы можете сделать для себя и своей семьи, чтобы обеспечить необходимые меры безопасности.

Необходимо также организовать свой досуг, чтобы некогда было скучать, и уж тем более тревожиться.

- Сейчас идет большой поток негативной напряженной информации. Как ее фильтровать?

- Как можно меньше смотрите информационные передачи и листайте ленты в социальных сетях, которые во много раз нагнетают ситуацию с коронавирусом, вызывая, таким образом, еще больше тревоги. Ведь спокойствие родителей есть залог душевного равновесия детей!

Обсудите с детьми сложившуюся ситуацию, используя возрастной подход. Дайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения этой болезнью, словами, которые они могут понять в зависимости от своего возраста.

Оградите детей дошкольного и младшего школьного возраста от фактологической информации. Постарайтесь, чтобы они не были свидетелями разговоров взрослых на тему пандемии.

Подросткам не стоит смотреть фильмы в жанре «катастрофа» и играть в игры, сюжет которых заключается в том, что произошла какая-то трагедия и далее представлен мир после неё и жизнь людей в этом мире. Такие сюжеты негативно влияют на психику и усугубят переживания, связанные с сегодняшней ситуацией. Особенно это может проявиться у впечатлительных подростков, с повышенной личностной тревожностью.

- Как пережить ситуацию, когда все находятся дома и никуда не выходят?

- Нужно соблюдать личные границы и личное пространство каждого члена семьи. Человек нуждается в определённой доле полной автономии.

Детям нужно объяснить, что такое личные границы и что к ним нужно относиться с уважением.

- Как общаться с подростками?

- Поговорите с ребенком, объясните, почему возникла такая ситуация. Обратите его внимание на важность соблюдения правил гигиены, о которых сейчас так много говориться в СМИ.

Ни в коем случае не давите на подростка, не контролируйте каждый его шаг, не напоминайте по сто раз про то, чтобы помыл руки. Это может привести к негативным последствиям: например, вызовет протестные реакции, приведет к конфликтам. Ваш ребенок перестанет вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от вас.

Если подросток тревожный, чувствительный, это так сильно повысит уровень его тревоги, что он «зафиксируется» на мытье рук, проверке, протерты ли гаджеты, или чем-то другом. И это может привести к формированию навязчивых мыслей и действий или к каким-то другим тревожным расстройствам.

Покажите подростку, что правила гигиены и другие необходимые правила — это то, что делают и соблюдают какие-то значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты. Их пример может быть более значим для подростка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно, а чего делать не стоит.

Составьте список того, что нужно и хочется сделать. В качестве необходимых дел в список могут быть включены подготовка к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения (зарядка или какие-то другие спортивные упражнения, которые можно выполнять дома), домашние обязанности. А в качестве желаемых в список могут попасть общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, музыка.

- Как научить ребенка правильно распределять время?

- Сейчас очень важно соблюдать режим сна и бодрствования. Именно во время сна организм восстанавливает силы. Достаточный сон помогает организму обеспечить хороший иммунитет.

Спать необходимо не менее 8 часов в день и при этом стараться придерживаться своего обычного режима. Иначе есть большая вероятность «застрять» за компьютером до поздней ночи, затем вставать в два дня и тем самым нарушить весь привычный режим. Период бодрствования смещается на ночное время. Происходит рассинхронизация внутренних часов, что негативно сказывается на здоровье в целом, а значит и на самочувствии, и настроении.

- В чем нужно ребенку помочь при дистанционном обучении?

- Вначале нужно помочь в освоении нового формата. Научить его чётко все планировать! Необходимо составить общий план на неделю и более подробный список дел на каждый день.

Ввести правила, регулирующие режим рабочего и нерабочего времени, а также другие аспекты жизнедеятельности вашей семьи.

Важно составлять эти правила вместе со всеми членами семьи и постараться, чтобы всем было удобно жить по данному расписанию.

Вы можете повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуете освоить некоторые из них вместе с ребенком. Для ребенка – это возможность повысить мотивацию, а для вас – лучше узнать и понять своих детей. Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребёнка в свободное от учёбы время, для этого можно использовать простейшие офтальмотренажеры.

Нужно рассказать детям, в чем плюсы дистанционного образования.

Во-первых, эти технологии позволяют учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент всех участников процесса.

Во-вторых, предоставляют возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе.

В-третьих, можно постоянно повышать свой уровень, переходя к непрерывному образованию в течение всей жизни.

В-четвертых, развиваются самостоятельность, умение критически мыслить, самодисциплина и ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается и уровень интеллекта.

- Насколько важно правильно организовать рабочее место?

- Это очень важно. Должно быть достаточное освещение, отдельный стол с прямой столешницей, чтобы можно было установить на нем не только компьютер, но и другие устройства в безопасном и устойчивом положении.

Нужно ограничить доступ маленьких детей и домашних животных, если они есть в доме. Проследить, чтобы во время онлайн-подключений, общих чатов был выключен телевизор и обеспечена тишина.

- Каким должен быть контроль?

- Разумным! Дом не должен стать для ребёнка местом круглосуточного тотального контроля и «понукания». А вот досуг можно попробовать организовать, задействовав всех членов семьи.

Современный ребенок не готов к автономии. Далеко не каждый может встать, включить компьютер, открыть электронный дневник, составить стратегию и тактику текущего дня. Один педагог, к примеру, пишет ему, чтобы в 10 утра он был онлайн на уроке. Другой учитель просит прислать выполненные задания до 13.30. Третий педагог говорит, что будет звонить ученику для аудирования с 15 до 16 часов, и ему нужно прочитать английский текст. Нужно сделать график на день и следовать ему. Дети с 11-12 лет должны уметь это делать. Младшие школьники учиться этому под присмотром взрослых.

Родители могут заглянуть в электронный дневник и увидеть, что его ребенок, к примеру, пропустил урок – проспал. Или получил двойку. И надо разбираться, в чем причина.

У подростков часто возникает агрессивный протест: «Ничего не буду делать! Мне это надоело!» Ремень и угрозы тут не помогут. В конце концов подросток может в отчаянии сказать: «Ну, убей меня!» И что делать дальше? Нужно посмотреть на ситуацию глазами ребенка. В конструктивном диалоге добиться признания подростком своих ошибок. Детям трудно организовать себя, и взрослым нужно помочь организовать себя, объяснить, почему по-другому быть не может, и проконтролировать.

- А если двойки, да еще и сопровождаются слезами?

- Это значит, что у ребенка какой-то надрыв. Надо его успокоить. Найти позитивные моменты, к примеру, сказать, что учебный год скоро закончится. Что осталось немного.

- Что вы посоветуете для организации досуга семьи?

- Использовать все ресурсы. К примеру, есть приложение Яндекс «Дома не скучно»

https://zen.yandex.ru/t/дома%20не%20скучно. Там вы найдете игры с детьми, в которые легко играть дома - на логику, воображение и внимательность, бесплатные площадки для тренировок, развлечения с собакой на карантине, настольные игры для двоих и многое другое.

Можно воспользоваться предложениями:

онлайн-кинотеатры https://www.ivi.ru/collections/poznavatelnie и онлайн экскурсии по мировым музеям: https://zen.yandex.ru/media/id/5e29749573034b00ac153628/ssylki-na-onlain-ekskursii-po-kruteishim-muzeiam-mira-i-transliacii-spektaklei-

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад Актрисе Владимирского драмтеатра Наталье Демидовой присуждена премия в области культуры
Распоряжением правительства Владимирской области от 25 декабря за серию ярких творческих ролей присуждена премия в области культуры, искусства и литературы за 2024 год и звание "Лауреат премии" актрисе Владимирского акад…