26 апреля 2020 в 10:18

К 75-летию Победы: Чем жили труженики тыла

Фото: Фото предоставлены ГУ Банка России по ЦФО
Сейчас популярно мнение, что власти СССР не верили в нападение нацистов. Однако за 1937-1941 годы численность советских военнослужащих выросла с 1,4 млн до 5 млн человек. Соответственно если в 1939-м на оборону шла четверть госбюджета, то к 1941-му - почти половина. Это, конечно, негативно сказалось на производстве товаров повседневного спроса и продуктов. А дефицит всегда приводил к росту цен.

Триумвират военных цен

По данным экспертов ГУ Банка России по ЦФО, с начала войны и до денежной реформы 1947 года цены в СССР были трёх уровней: «твердые» или «пайковые» - нормированного распределения товаров (проще говоря - по карточкам, что «работало» в СССР с конца 20-х); «вольные цены» колхозного рынка — гораздо выше нормированных; коммерческие в специализированных госмагазинах сети «особой торговли».

Система карточек в войну частично себя оправдывала — во всяком случае, «минимальные потребности людей в продуктах питания и товарах первой необходимости обеспечивались по твёрдым государственным ценам». Но если хотелось чего-то «неминимального», стоило это в разы дороже. Например, в конце 1945 года десяток яиц по нормированным ценам стоил 6,5 рублей. На колхозном рынке — 63,28. А в коммерческой торговле — 100 рублей. Кило соли по твердой цене обходилось в 48 копеек, а в коммерции — более чем в 100 раз дороже! Сливочное масло: 25 рублей твердая цена, 203,46 — рыночная, 370 — коммерческая. Свинина: 17 рублей, 98,87 рублей, 300 рублей соответственно. И так практически со всеми базовыми продуктами питания. Только по водке в победный год не было столь чудовищной разницы: по нормированной цене она шла по 80,5 рублей за поллитра, а по коммерческой — за 100.

Впрочем, в течение войны цены на водку повышались трижды, так что с довоенных времен она подорожала аж в 7 раз. А табак и парфюмерия - в 2 раза. При этом именно алкоголь «делал кассу» коммерческим магазинам в конце войны: в 1944 году спиртное приносило им почти 23% выручки, в 1945-м — 16%. А доходы государства от повышения цен на указанные товары и от коммерческой торговли в 1945 году составили более 50% всего розничного товарооборота (85 млрд). Кстати, разница между государственными коммерческими и нормированными ценами взималась в госбюджет в виде т.н. бюджетной наценки. Целей у этого «налога» было две: пополнить доходы, не прибегая к эмиссии, и отвлечь платежеспособный спрос с рынка, чтобы там торговцы снижали цены. И они снижали. Но до того, в самые сложные годы, конечно, повышали — начиная с IV квартала 1941 года.

К началу 1942-го рыночные цены превышали довоенный уровень в 3,5 раза, а через несколько месяцев - в 6 раз. Самого высокого уровня рыночные цены достигли в начале 1943-го, превысив довоенный уровень в 18 раз (по хлебу — в 34, картофелю — в 20, по молочке — в 19,7 раза).

Разрыв между ценами колхозного рынка и нормированной торговли даже после Победы был велик. Ликвидировать его после войны власти решили денежной реформой, которую успешно провели в декабре 1947 года: обменяли старые дензнаки на новые с одновременным сближением уровней цен и отменой карточной системы.

Несмотря на трудности в 1939-40 годах, власти страны тогда не пошли на введение карточек (часть городов в этом плане самовольничала, но прокуроры быстро указывали «местным» на их ошибку). Зато ограничили продажу продуктов в одни руки. А вот в июле 1941-го страна все изменилось.

Самые высокие нормы распространялись на работников оборонки: им на рабочие карточки выдавалось по 800 грамм хлеба в день. Иждивенцы и дети до 12 лет получали по 400 грамм. Для сравнения: в блокадном Ленинграде эти нормы доходили до 50 грамм на человека. «Неотоваренные» карточки пропадали, а при утере не возобновлялись... В некоторых случаях можно было купить продукты за день вперед. Нередко карточки «отоваривались» не в полной мере, а указанные продукты заменялись другими, менее калорийными или невыгодными (мясо — консервами, жиры — кондитерскими изделиями, сахар — конфетами). В 1945-м еду по карточкам в Союзе получали 80,6 млн человек. Накануне отмены этой системы — по состоянию на 1 октября 1947 года - в СССР только выдачей карточек занималось около 400 тысяч (!) человек.

Рис и манка для самых маленьких

Карточки были самым популярным предметом воровства и подделок, особенно со стороны работников торговли. А еще были воришки, специализировавшиеся на вырывании карточек из рук зазевавшихся владельцев. В осажденном Ленинграде таких в случае поимки приговаривали к расстрелу. Впрочем, некоторые и до расстрела не доживали — люди догоняли вора и могли забить насмерть. Жестоко, конечно, но обратная сторона медали: кража карточек обрекала человека или целую семью на неминуемую мучительную смерть...

В 1941 году в первую очередь карточную систему снабжения хлебом и продтоварами (мясом, рыбой, жирами, крупой и макаронами) ввели для всего населения Москвы, Ленинграда и ряда городов и пригородов Московской и Ленинградской областей. Тогда же началось и государственное нормированное снабжение промтоварами: хлопчатобумажными, льняными и шелковыми тканями, трикотажем, швейными тзделиями, чулками-носками, обувью, мылом. Уже к 10 ноября 1941-го карточная система охватила практически все города страны. Нормы снабжения устанавливались по 4 группам: рабочие и приравненные к ним лица; служащие и приравненные к ним; иждивенцы и приравненные к ним; дети до 12 лет.

В зависимости от значения отраслей промышленности рабочие снабжались хлебом и сахаром по нормам 1-й и 2-й категорий. Это по 800 (600) грамм хлеба в день и такое же количество сахара и кондитерки на человека в месяц. Осенью 1943 года нормы на хлеб снизились и восстановились только в победный год.

А еще были спецкарточки для дополнительного питания рабочих, занятых на подземных работах, в горячих и вредных цехах, для беременных женщин, кормящих матерей, доноров и больных. Кроме того, значительная честь гражданского населения снабжалась едой без карточек (по спискам, заборным книжкам, разовым талонам и др.).

Еще нюанс. По данным экспертов ГУ Банка России по ЦФО, по детским карточкам продукты отпускались в первую очередь и лучшего на тот момент качества. Для детей в возрасте до 1 года - спецпитание из молочных кухонь: молоко, жиры, манная крупа, рис, сахар и мука. Малышей от года до трех лет кормили спецпитанием из детских пищевых станций. Питанием из молочных кухонь и пищевых станций в IV квартале 1942 года пользовалось 430 тысяч детей, а в IV квартале 1945-го - 960 тысяч.

Деткам в яслях и детсадах (2,1-2,6 млн человек) тоже, по данным Банка России, обеспечивался полный рацион питания: например, на ребенка в яслях полагалось 900 грамм сахара в месяц - при норме по карточке в 400 грамм. А при круглосуточном пребывании ребенка в детсаду ему полагалось в месяц 1,5 кг вместо тех же 400 грамм.

В школах всех городов и рабочих посёлков были горячие завтраки плюс дополнительные пайки хлеба и сахара. Даже тех, то нуждался в усиленном и диетическом питании, в годы лишений не бросали - были спецстоловые, в которых таких ребятишек кормили 2 раза в день. В том числе даже дефицитными мясом и рыбой, но, правда, нормой всего 1,5 кг в месяц на ребенка...

Три купона за чулки

В отличие от порядка снабжения продуктами, система не гарантировала выдачу по карточкам строго фиксированного количества тех или иных промтоваров. Не по злой воле тогдашних властей — ресурсов просто не было.

Но выглядело это так: руководствуясь общим лимитом и числом купонов, засчитываемых по каждому товару, владелец промтоварной карточки мог в течение всего срока её действия купить на выбор любые нормированные товары, которые были в продаже. Для рабочих и инженерно-технических работников в карточках на непродовольственные товары предусматривалось 125 купонов, для служащих - 100, для иждивенцев (включая детей) и учащихся - 80 купонов. Много это или мало?

Судите сами. Например, при покупке пары обуви для взрослых нужно было сдать 50 купонов, за пальто - 80, за женское платье шерстяное или шелковое - 60, за платье хлопчатобумажное - 40, за пару чулок для детей - 3 купона, кусок хозяйственного мыла - 2 купона... Но в районах Крайнего Севера карточки на промтовары выдавались с двойным количеством купонов.

К концу войны карточки на непродовольственные товары получали 60 млн человек. Но затем карточную систему снабжения промтоварами заменили продажей этих товаров горожанам по спецордерам, а селяне обходились поставками из централизованных фондов потребкооперации. Товары продавались лимитно: например, 6 метров ткани и пара обуви на человека... Но учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства, семьи военнослужащих и эвакуированные пользовались преимуществом.

Кстати, коммерческая госторговля в СССР процветала не всегда. Большую часть войны в магазинах этой сети отоваривали карточки. Но в марте 1944-го было принято Постановление о широком развёртывании сети коммерческих продмагов, универмагов и ресторанов Главособторга, чтобы улучшить снабжение «советских трудящихся», а точнее, отдельных их представителей. В постановлении говорилось, что работники науки, техники, искусства, литературы, а также высший офицерский состав Красной армии располагают значительными деньгами, но при существующей системе нормированного снабжения не имеют возможности покупать высококачественные товары в нужном им ассортименте. Но это уже совсем другая история.

Читайте также: Банк России рассказал о роли денег во время Великой Отечественной войны

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад

Две боевые машины-экспоната прибыли на выставку в Ковров к 9 Мая

Фото: администрация г. Коврова
В Ковров из подмосковного парка «Патриот» привезли два образца военной техники. Это подарок жителям города оружейников к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, сделанный совместными усилиями местной администрации, а также местных предприятий «ЗиД», «Сигнал» и «Бронезавод «АПИТ».

Прибывшая техника - это бронетранспортер (производство США) и бронемашина (производство Канада), которые сегодня используются в зоне СВО. Все желающие смогут увидеть их на площади 200-летия Коврова. Выставка продлится до 2 июня.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
36 минут назад

В селе Фоминки Гороховецкого района установят мемориал бойцам СВО

Фото: из соцсетей Оксаны Рябовол
В селе Фоминки Гороховецкого района появится мемориал, где будут увековечены имена бойцов, погибших при выполнении задач в рамках специальной военной операции. Он разместится рядом с обелиском, который установлен в центре села в память о земляках – участниках Великой Отечественной войны.

- По проекту будет сделана площадка из брусчатки, на которой разместятся памятная плита из гранита, клумба, установлены бетонные цветочницы, лавочки, урны. Будет сделано современное освещение мемориала, высажены туи, - рассказала глава администрации Гороховецкого района Оксана Рябовол.

Инициатором реализации такого значимого проекта выступила администрация муниципалитета. Работы будут выполнены по программе «Комплексное развитие сельских территорий», подрядчиком выступает индивидуальный предприниматель, староста села Фоминки Александр Николаевич Кашин. На его счету уже два реализованных проекта по Фоминкам – фонтан и смотровая площадка у озера.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад Две боевые машины-экспоната прибыли на выставку в Ковров к 9 Мая
В Ковров из подмосковного парка «Патриот» привезли два образца военной техники. Это подарок жителям города оружейников к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, сделанный совместными усилиями местной администрации…
36 минут назад В селе Фоминки Гороховецкого района установят мемориал бойцам СВО
В селе Фоминки Гороховецкого района появится мемориал, где будут увековечены имена бойцов, погибших при выполнении задач в рамках специальной военной операции. Он разместится рядом с обелиском, который установлен в центр…

Новости партнеров
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.