6 июня 2020 в 15:01

Лучшие эко-практики откроются с новым проектом "Владимирских ведомостей"

Наша газета начинает социально-экологический проект «Зеленая губерния». Он посвящен практикам успешного решения проблем в области экологии и сбережения ресурсов окружающей среды.

Забота о природе начинается ...с себя

Пандемия коронавируса стала одним из самых наглядных примеров того, как человек воздействует на окружающую среду: в традиционно загазованных китайских городах-гигантах впервые за всю историю наблюдений состояния атмосферного воздуха снизилось содержание диоксида азота.

Можно много и долго смеяться над Гретой Тунберг, но мы действительно всей своей деятельностью вредим экологии. Весь вопрос — сможем ли, не снижая уровень собственного комфорта, минимизировать этот эффект на природу? Ведь каждый из нас заслуживает свежего воздуха, чистых рек и здоровых лесов. Кстати, согласно опросам, проблемы экологии волнуют около четверти жителей нашей страны.

Начало есть — делить готовы

По нашим наблюдениям, желание «помочь природе» среди владимирцев растет в геометрической прогрессии. Например, когда во дворе дома, где живет корреспондент «ВВ», два года назад впервые установили контейнеры для сбора пластика, служащие ТСЖ сомневались, что люди будут «заморачиваться» разделением своего мусора.

Однако жильцы «заморочились» - четверо из пяти неизменно выходят к площадке с двумя емкостями: одна с пластиком, вторая - со всем остальным. При этом многие из социально ответственных соседей уже мечтают о следующем этапе: контейнерах для сбора стекла, бумаги и ткани, - которые давно приняты в Испании, Германии и всей остальной Европе. В связи с таким энтузиазмом планы Минприроды увеличить переработку отходов в стране с 7% до 36% выглядят вполне достижимыми.

Но все таки раздельный сбор начинать логично именно с пластика: он не разлагается почвенными микробами сотни лет и губит все живое. При этом, по данным Газета.ру, с пятидесятых годов прошлого века в мире произведено свыше 8 млрд тонн пластика, 3/4 которого уже стали мусором, а переработать удается из него лишь 9%! Если ничего не менять, то к 2050 году Земля будет завалена 12 млрд тонн пластикового мусора. Пока же каждый год идет плюсом 300 млн тонн...

Бьет тревогу и Greenpeace: «Чтобы сдержать рост глобальной температуры в пределах 1,5 °C, нужно сократить производство пластика. Весь жизненный цикл пластмасс сопровождается выбросами парниковых газов: от добычи сырья до гниения на свалке. Пластик буквально нагревает планету. 99% производимого пластика получают из ископаемого топлива (на это уходит 6% мирового потребления нефти, что эквивалентно потреблению в авиасекторе), а глобальное производство пластмасс и их сжигание сравнимо с выбросами 189 угольных электростанций».

«Проблемный» ПЭТ

Однако даже пластик пластику рознь. Как ни странно, пресловутые ПЭТ-бутылки — чуть ли не меньшее из зол, потому что они хорошо подходят для переработки.

По данным управляющего партнера Группы Компаний «ЭкоТехнологии» Константина Рзаева, озвученным на конференции «Зеленая точка: бизнес и экология», в нашей стране на бутылочный ПЭТ приходится 70% пластиковых отходов. А вот оставшиеся 30% - это «проблемный» ПЭТ: волокна, веревки, подложки от конфет, флаконы от косметики и бытовой химии, емкости и лотки для продуктов, упаковочная пленка. У всего этого «кошмара эколога» - низкая вязкость, нестандартные размеры и толщина, нет налаженной системы для сбора и отечественного оборудования для переработки.

Рзаев говорит, что пути решения проблемы с небутылочным ПЭТ есть. Но практически все они зависят от воли производителей: нужны, например, обязательная четкая маркировка ПЭТ на каждой «небутылочной» упаковке; отказ от многослойных структур из разных материалов, включая ПЭТ, и от ярких красителей, ухудшающих переработку для отдельной категории нестандартного ПЭТ; дотации на сбор таких специфичных отходов. А Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами госвласти Ассоциации «РазДельный Сбор», ратует за «использование перерабатываемых материалов для товаров и упаковки товаров» и «стандартизацию и унификацию упаковки, позволяющую легко собирать, отделять и извлекать ее из состава других отходов».

И, конечно, необходимы предприятия по сбору и переработке пластика. Во Владимирской области такие есть (нам удалось обнаружить больше десятка). Но одно, например, работает только с обрезом оконного профиля, крышками, тюбиками и колпачками. Другое — исключительно с бутылками. Как видите — никаких фантиков от конфет и бутылок от «фэйри». А цена в тех нескольких фирмах, что закупают пластик, в среднем составляет около 14-20 рублей за кг. Не те суммы, ради которых люди захотят напрячься походом на пункт сбора, особенно если он расположен в какой-нибудь промзоне (а пока обычно так и есть)...

Кстати, вы знали, чем может стать переработанный пластик, кроме новой упаковки? Владимирские переработчики нас просветили: утеплителями, синтетическими нитками, искусственной шерстью, наполнителями для игрушек, обивкой для авто и изделиями сантехники. Но масштабы переработки отходов пока навевают грусть: например, по итогам прошлого года одна из самых успешных компаний в этой области отрапортовала об отправке в переработку «более 600 тонн вторсырья».

Поощряйте развес

Так что же? Мы, обычные люди, ничего не можем поделать, кроме разве что малореальной перспективы отказа от покупки товаров «в пластике», когда почти все вокруг — в пластике? На самом деле можем, поддерживая инициативы бизнеса, пытающегося работать в социально-ответственном по отношению к экологии режиме.

На упомянутой конференции специалист экологических проектов Вардан Варданян презентовал пример конкретной сети магазинов (они работают и во Владимире). Производители уверяют, что на сегодняшний день альтернативы полимерной упаковке для поставщиков во многих случаях не существует, а опрошенные нами владимирские топ-менеджеры это подтвердили: пластиковую вакуумную упаковку, значительно увеличивающую срок хранения, заменить нечем — например, в бумажном пакете те же сушки или колбаса долго не протянут. К тому же бумага более хрупкая — и в ней не видно товар. Для локально работающей компании с маленькими оборотами это не большая проблема. А вот для завода, который поставляет еду в половину регионов России и за рубеж, - беда.

Но вернемся к примеру от Варданяна. Эта сеть магазинов практикует экопросвещение покупателей в тандеме с отделами на развес. Покупку в свою тару там поощряют выгодой: цена развесного товара на 5-25% дешевле упакованного. В итоге около 30% клиентов магазинов сети уже приходят туда на шопинг со своей упаковкой. Впрочем, минусы у этой системы есть: скорость обслуживания хуже (одно время, когда человек берет пачку пряников с полки, другое, когда ему эти пряники еще наберут и взвесят), растут затраты на персонал (его требуется больше) и не каждый магазин по площади подходит для формата с отделами на развес.

Экологично и выгодно? Так бывает

Рестораны тоже могут помочь природе. Зампред комитета по экологии “Деловой России" Наталья Беляева привела статистику: каждый ресторан производит в день 100 кг органических отходов, из них 40% составляет упаковка. Вариантов «что делать?» здесь не так много, но они есть: использовать свежие местные продукты (им априори не требуется вакуум) и отказ от пластика там, где можно его заменить.

Эксперт на конференции рассказала о примере конкретного ресторана в Санкт-Петербурге, который в работе отказался от бумаги, вакуума, бутилированной воды, одноразовых баллонов для сифонов, излишних хозяйственных товаров (в этой категории - пластик, фольга, пергамент, перчатки, мусорные мешки, вафельное полотно, одноразовые трубочки).

Спросите, на что заведение все это заменило? А вот на что. Пластиковую пленку — на многоразовые контейнеры; пергамент для выпекания, порционирования — на профессиональные силиконовые коврики разных размеров; бумажные салфетки для просушивания продуктов — на тканевые полотенца; бытовые средства для очистки стекла - на уксус с микрофиброй. А вакуумные пакеты для длительного хранения заготовок вообще перестали быть необходимостью после «оптимизации организации заказов и приходов, количества необходимых заготовок и сроков хранения».

Конечно, все это потребовало усилий от менеджмента и персонала. Однако вот какой — помимо заботы об экологии — явный материальный плюс нарисовался: если бюджет расходов ресторана на хозтовары за один месяц до перехода на ответственное потребление составлял 136 746 рублей, то после - 86 625 рублей. Баланс не врет. По расчетам спикера, отсутствие контроля образования и переработки пищевых отходов снижает годовой доход предприятий гостинично-ресторанного бизнеса на 4-12%. Существенно, согласитесь, особенно учитывая ситуацию, когда каждая копейка у бизнеса на счету.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:34 Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…
сегодня в 18:55 Двое жителей Юрьев-Польского организовывали фиктивные браки для иностранцев
Юрьев-Польский районный суд вынес приговор в отношении двух местных жителей. Мужчину и женщину признали виновными в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Подробности дела сообщает пресс-служба Прок…